
Mazda Roadpacer: роторный седан из Австралии
26 мая 2020Удивительные вещи творились в японском автопроме 70-х. На фотографии выше вы можете увидеть огромный автомобиль в «американском дизайне» с эмблемой Мазда и зеркалами на капоте. Но как он оказался во враждебной к импортным автомобилям Японии? Это история Mazda Roadpacer — самой роскошной Мазды 70-х
Нет своей платформы? Купи
В то время как японская экономика активно росла, автопроизводители начали обращать внимание на сегмент роскошных крупноразмерных автомобилей. В результате на рынке появились Toyota Сentury, затем Nissan President, и даже Isuzu со своим Statesman de Ville не осталась в стороне. Конечно, Mazda не могла игнорировать такое положение вещей. Но собственной крупноразмерной платформы у компании на тот момент не было, и она решила обратиться за помощью к GM. Благо у коллег из Исузу, уже имелся положительный опыт такого сотрудничества.
Из широкой гаммы автомобилей GM японцы выбрали Holden HJ/HX. Такой выбор был не случайным, так как праворульный HJ не требовал серьезных доработок, а значит, и затрат для адаптации к японскому рынку. В 1974 году GM и Mazda пришли к соглашению.
Mazda Roadpacer AP
Согласно контракту, Holden поставлял разобранный HJ Premier без двигателя. На заводе в Японии автомобиль получал новый роторный мотор Mazda 13B, модернизированную заднюю подвеску, оригинальную окраску кузова и отделку салона. Причем последнему уделялось особое внимание. Комфорт заднего пассажира помимо стандартного для Holden HJ кондиционера обеспечивал холодильник для напитков, диктофон, качественная стереосистема, письменный стол и сиденье с электрорегулировкой. Вместе с тем Holden HJ мог похвастаться самым просторным салоном среди всех японских автомобилей подобного класса.
В 1975 году автомобиль поступил в продажу под названием Mazda Roadpacer AP (Anti-Pollution) по цене в 3,8 млн. иен., а это дороже, чем Toyota Century и Nissan President. Но высокая стоимость была не единственной проблемой Roadpacer.
Роторный двигатель 13B неплохо зарекомендовал себя в Mazda Cosmo. Но в отличие от легкого Cosmo, Mazda Roadpacer весил 1575 кг, а это сильно меняло дело. Да мощность 13B в 130 л.с. была сравнима с родным 3,3-литровым мотором Holden, но его крутящий момент оказался почти в два раза меньше — 138 Нм. Однако хуже всего, было то, что максимальную мощность роторный двигатель развивал на 6000 об/мин, а крутящий момент на 4000 об/мин. Учитывая, 3-ступенчатую АКПП Jatco, совершенно неподходящую такому мотору, эпитет «неспешный», для Mazda Roadpacer был комплиментом.
В таких условиях приставка Anti-Pollution («анти-загрязнение») звучала как издевка. Mazda заявляла расход в смешанном цикле в 11 л/100 км, в реальной эксплуатации расход превышал 25-30 л/100 км и говорить о какой-то экологичности не приходилось.
Единственный роторный GM
В конечном итоге спрос на Mazda Roadpacer AP оказался заметно ниже планируемого. За 2 года было выпущено всего 840 автомобилей, большинство из которых достались высокопоставленным руководителям Mazda и Sumitomo Group. Несколько машин выкупило правительство Японии.
Между тем, данная история интересна тем, что GM в начале 70-х активно работал над собственной роторной программой. Но по различным причинам ее так и не удалось реализовать. Таким образом, Mazda Roadpacer — это единственный серийный автомобиль GM с роторным двигателем, такая вот ирония судьбы.
Технические характеристики Mazda Roadpacer
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1975-1977 |
Тип двигателя | роторный |
Объем двигателя, см3 | бензиновый, роторно-поршневой |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | 13B (130) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 1530 |
Длина, мм | 4850 |
Ширина, мм | 1885 |
Высота, мм | 1465 |
Снаряженная масса, кг | 1575 |