Mazda RX-500: невероятный японский концепт-кар 1970-х

Mazda RX-500: невероятный японский концепт-кар 1970-х

30 октября 2022 Выкл. Автор autohs.ru

В конце 1960-х автомобильный дизайн перешел на новый виток своего развития — в эпоху клиновидного дизайна. Европейские производители, прежде всего итальянские, представили несколько ярких моделей — от малоизвестного Bizzarrini Manta, до эпичного Alfa Romeo Carabo. Японцы также не остались в стороне и в 1970 году Тойота, Ниссан и Мазда построили свои клиновидные машины. Среди них пожалуй наиболее впечатляющей была Mazda RX-500.

Во славу ротора

Mazda RX-500
Mazda RX-500

В начале 1960-х руководитель фирмы Мазда — Цунеджи Мацуда пришел к пониманию, что в современном автобизнесе остаться на плаву с помощью примитивных авторикш и дешевых микролитражек уже вряд ли удастся. Конкуренты поджимали со всех сторон, и марке требовалось продемонстрировать, что Mazda хоть и мелкая, но весьма прогрессивная компания. Как раз в то время популярность обретал новый чудо-двигатель немецкого изобретателя Феликса Ванкеля. Роторно-поршневой мотор демонстрировал высокую мощность и при этом имел небольшие габариты и вес. Для Цунеджи Мацуды новый агрегат показался тем самым спасительным ключиком, и в 1961 году он купил лицензию на роторно-поршневой двигатель NSU Motorenwerke.

На деле перспективный РПД стал сущим кошмаром. Оказалось, что у роторно-поршневого двигателя масса врожденных проблем. Среди них быстрый износ, высокий угар масла и сильная вибрация. Долгие шесть лет потребовались японским инженерам, дабы довести мотор до серийной кондиции. Впервые двигатель появился под капотом небольшого спортивного купе Mazda Cosmo. При рабочем объеме менее 1 л он выдавал вполне внушительные 109 л.с. Тогда Cosmo наделала много шума, но большого коммерческого успеха не снискала. Зато с тех пор «роторы» начали устанавливать на все автомобили Мазда, от небольших легковушек до автобусов и пикапов.

Mazda RX-500

Mazda RX-500
Высота RX-500 всего 1065 мм

Следующим ярким этапом в роторной истории фирмы Мазда стало появление концептуального купе Mazda RX-500. В октябре 1970 года свои двери открыл 17-й Токийский автосалон. Ни специалисты, ни посетители даже не предполагали увидеть на стенде японской компании настолько впечатляющую машину. Это был двухместный спорткар с невероятно длинным и острым капотом, заниженным силуэтом и отвесной кормой стилизованной под хвостовую часть космического корабля из фантастического фильма. Двери RX-500 открывались подобно крыльям бабочки, а через прозрачную крышу можно было рассмотреть роторный двигатель. Автомобиль вышел настолько необыкновенным, что производитель детских игрушек фирма Matchbox, немедленно выкупила права на производство игрушечной версии Mazda RX-500. Машинка стала невероятно популярной, и выпускались на протяжении 10 лет, до 1981 года!

Роторный двигатель L10A
Роторный двигатель L10A

Главной изюминкой автомобиля стал его двигатель. Его расположили перед задней осью, в средней части машины. В техническом отношении это был модифицированный двухсекционный роторно-поршневой двигатель 10А от Mazda Cosmo. Он выдавал 250 л.с. и мог «крутиться» до 15000 об/мин. В паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач, этот мотор обеспечивал RX-500 великолепную динамику. До 100 км/ч автомобиль массой 850 кг разгонялся всего за 5,1 сек, а его максимальная скорость достигала 240 км/ч!

Концепт-кар Мазда
Двери автомобиля открывались вперед, а крышки капота вверх

Следует отметить, что Mazda RX-500 была больше чем просто маркетинговый проект. Весь 1971 год машину гоняли на скоростной трассе испытательного полигона Миёси в Херосиме. На основе полученных данных японские инженеры провели многочисленные исследования по аэродинамике, которые впоследствии помогли спроектировать победные лемановские гоночные машины Mazda 787B.

В шаге от серийного производства

Мазда RX-500
В салоне находилось два спортивных кресла с развитой боковой поддержкой, отделка изысками при этом не отличалась

Степень проработки единственного прототипа Mazda RX-500 говорит о том, что японцы всерьез задумывались о перспективах серийного производства. Двигатель 10А был хорошо отлажен в производстве, а наладить сборку каркасных кузовов со стеклопластиковыми панелями было не так уж и сложно. Кроме того по деталям салона и многим другим элементам, RX-500 был сильно унифицирован с другими моделями фирмы.

Впрочем, осуществится этим планам было не суждено. В 1973 году в мире грянул топливный кризис, после чего цены на бензин значительно выросли. В этих условиях выпускать мощный и прожорливый спорткар японцы побоялись. Единственный построенный экземпляр сейчас находится в Музее транспорта города Хиросима.