Minerva AL 40CV: забытая гордость автопрома Бельгии

Minerva AL 40CV: забытая гордость автопрома Бельгии

15 января 2024 0 Автор autohs.ru

До и после Первой мировой войны ныне забытая автомобильная фирма Minerva (Минерва), успешно конкурировала с лучшими европейскими и американскими марками. Она стала олицетворением героического автомобильного прошлого Бельгии, гордостью этой маленькой страны, которая впоследствии полностью лишилась национального автопрома. В славной истории Минервы было немало необычных конструкций и знаменитых автомобилей, но наибольшую славу ей составили роскошные, исключительно комфортабельные и пугающе дорогие машины серии Minerva AL.

История автомобильной марки Minerva

Сильван де Йонх
Основатель компании Сильван де Йонх на своем первом мотоцикле

История фирмы Minerva началась с велосипедной фабрики основанной в Антверпене в 1897 году голландским эмигрантом Сильваном де Йонхом. По тем временам это было довольно крупное предприятие с собственным конструкторским отделом и персоналом в 200 человек. Вскоре де Йонху пришла очевидная идея — оснастить свои велосипеды двигателем внутреннего сгорания, превратив их в мотоциклы. Все они получили простейшие одноцилиндровые моторы собственной разработки мощностью 2-4,5 л.с., и благодаря высокому качеству быстро обрели популярность. Ну а далее все пошло по закономерному сценарию: в 1899 году появился первый автомобиль Минерва, в 1902 году он стал 4-цилиндровым, а в 1906-м компания де Йонха стала одной из самых крупных в Европе и ежегодно производила по 600 автомобилей и 2000 мотоциклов.

Minerva Logo
Автомобили Минерва можно было узнать по характерной фигурке на капоте

Тогда же на всей ее автомобильной продукции появилась посеребренная фигурка с ликом римской богини Минервы, покровительницы искусств и ремесел. Талисман для марки оказался весьма удачным. Вскоре все машины Minerva за высокое качество исполнения и прогрессивную конструкцию стали считать произведениями искусства, причем доступные только высшим слоям общества.

Minerva AL 40CV

Minerva AL 40CV
Minerva 40CV появился в 1929 году

В начале 1920-х начался наиболее удачный период в развитии компании. Включив в свой состав три небольших бельгийских автомобильных фирмы, Минерва стала одним из крупнейших национальных автопроизводителей с годовым производством в 2,5 тыс. единиц. Даже экономический кризис не особо сказывался на деятельности компании. В 1928 году она выпустила роскошную 115-сильную 6-цилиндровую модель Minerva AK, которая стала прелюдией к еще более крупной и дорогой модели AL, выпущенной годом позднее.

Minerva AL (40 CV) с налоговой мощностью 40 л.с., которая в реальности составляла 150 л.с., стала наивысшим достижением марки. Автомобиль разработанный опытным инженером Алексом Вивинусом, получил новый рядный 8-цилиндровый бесклапанный двигатель с двойной системой зажигания и рабочим объемом 6,6 л. Как и большинство предшественников, этот мотор был разработан по конструкции американского изобретателя Чарльза Найта и в отличие от традиционных ДВС имел бесклапанное газораспределение с парой подвижных гильз с отверстиями, вложенных в рабочий цилиндр и движимых вниз и вверх при помощи распределительного вала с роликовыми подшипниками. Двигатель с таким ГРМ не боялся высоких оборотов и имел меньшие потери на трение, вследствие чего позволял получать более высокие показатели мощности. Кроме того такой мотор отличался очень тихой и плавной работой, но имел повышенный расход масла и топлива. Впрочем, для респектабельных покупателей Минервы, данный факт не являлся какой-то проблемой.

Бесклапанный двигатель Найта
Бесклапанный двигатель Найта

В основании автомобиля находилась крепкая лонжеронная рама к которой через полуэллиптические рессоры крепились передняя ось и задний мост с червячной главной передачей. Тормоза всех колес были барабанные с вакуумным усилителем. Коробка передач механическая 4-ступенчатая без синхронизаторов. Базового кузова Minerva AL 40CV не имела, все машины поставлялись в виде шасси на которое, исходя из предпочтений владельца, монтировался кузов индивидуальной работы.

Закономерный конец

Minerva 40CV
Всего было выпущено около 120 автомобилей серии AL и все они имели собственный оригинальный кузов

Все автомобили серии AL славились высочайшим качеством ручной сборки. Фирма имела широкие кооперационные связи с крупными европейскими производителями стали, электрооборудования, стекол, шин и отделочных тканей, поэтому на производство поставлялись только самые качественные материалы. Как следствие стоимость автомобиля вышла запредельной. За голое шасси производитель просил около 5 тыс. долларов (95 тыс. по современному курсу), еще столько же, а иногда и больше, стоил заказной кузов. В итоге в маленькой Бельгии, машина почти не находила покупателей, а экспорт был затруднен из-за высокой конкуренции и мирового кризиса. Окончательно Минерву добили американские автопроизводители (Duesenberg, Cadillac, Packard и др.), которые смогли наводнить Западную Европу своими высококачественными автомобилями высшего класса.

Minerva Interior
Автомобили Минерва пользовались популярностью у высшей аристократии. К примеру король Бельгии Леопольд III имел несколько машин этой марки в своем выезде

В итоге в 1932 году серию 40CV сняли с производства за отсутствием спроса. Через пару лет ослабевавшая Minerva перешла под контроль бельгийской фирмы Imperia, где вскоре и растворилась.