Лучшие минивэны СССР
17 января 2024Впервые легковые автомобили с однообъемным пассажирским кузовом появились еще до войны, однако особого развития не получили. Второе пришествие минивэнов пришлось на конец 1950-х, но самое массовое распространение машины с этим типом кузова получили только в начале 1980-х. В нашей стране работы в этом направлении также велись, но к сожалению серийного воплощения, представленные здесь советские минивэны так и не получили.
НАМИ-013
Первый отечественный минивэн был построен специалистами автомоторного института НАМИ в 1950 году. Это был весьма авангардный по своей конструкции автомобиль с каплевидным кузовом вагонной компоновки и задним расположением двигателя. Прогрессивный 4-дверный кузов вмещал шесть человек, а в технике НАМИ-013 применялись такие прогрессивные решения как автоматическая 2-ступенчатая коробка передач, независимые торсионные подвески всех колес, гидроусилитель руля и барабанные тормоза с гидравлическим приводом.
К сожалению довести до серийной кондиции столь сложный и необычный автомобиль не удалось и в 1953 году проект был закрыт.
ЗАЗ-970В
В 1962 году параллельно с созданием малолитражного ЗАЗ-966 в Запорожье разработали перспективное семейство малогабаритных автомобилей вагонной компоновки, куда вошел 6-местный пассажирский минивэн ЗАЗ-970В. По технической части он был унифицирован с моделью 966 и имел 4-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения мощностью 27 л.с., 4-ступенчатую МКПП, независимые подвески всех колес и барабанные тормоза с гидроприводом. Кузов был цельнометаллическим 5-дверным с удобными боковыми двустворчатыми дверьми и складными сиденьями.
Расположенный сзади мотор и легковое шасси с предельной грузоподъемностью 350 кг, значительно ограничивали грузопассажирские возможности ЗАЗ-970В. Тем не менее автомобили серии 970 получились довольно удачными и были рекомендованы к серийному выпуску, однако завод Коммунар из-за дефицита производственных мощностей, так и не смог освоить их производство.
ВНИИТЭ-ПТ
В 1964 году по инициативе Ю.А. Долматовского (одного из создателей НАМИ-013) был спроектирован минивэн ВНИИТЭ-ПТ. Он стал первым и пока что последним в нашей стране, специализированным автомобилем такси. Таксомотор ПТ получил просторный однообъемный стеклопластиковый кузов с большой площадью остекления и широкой боковой сдвижной дверью. В его салоне свободно размещались 4 пассажира, а для их поклажи была приспособлена специальная площадка для багажа.
ВНИИТЭ-ПТ базировался на агрегатах МЗМА, в частности 50-сильный двигатель и трансмиссию позаимствовали у Москвич-407, а детали подвески и тормозной системы взяли от Москвич-403. В целом автомобиль получился очень удачным. Он был компактен, имел отличную маневренность и экономичность. По потребительским качествам ПТ наголову превосходил основной на тот момент таксомотор Волгу ГАЗ-21. Однако из-за большой загруженности завода МЗМА и дефицита москвичевских деталей, развернуть массовое производство ВНИИТЭ-ПТ не удалось.
Москвич-2139 Арбат
Наиболее интересный в истории советского автомобилестроения минивэн Москвич-2139 Арбат появился в 1991 году. Он был создан на переднеприводной платформе Москвича-2141 и выделялся необычным внешним видом, выполненным в малоизвестном в те времена стиле биодизайн. Арбат получил двухобъемный округлый кузов в основе которого находился стальной каракас обшитый пластиковыми панелями. Семиместный салон получил богатые возможности трансформации: складные и поворотные сиденья, а также всевозможные ниши для мелочей. Кроме того на Москвич-2139 с самого начала была предусмотрена возможность установки кондиционера и бортового компьютера с экраном.
В техническом отношении Арбат был практически полностью идентичен АЗЛК-2141. Кроме того в будущем он должен был получить обновленное семейство двигателей, в том числе перспективный турбодизель АЗЛК-21413. Но не срослось. Вскоре распался Советский Союз и многообещающий проект пришлось закрыть.
ИЖ-042
В 1991 году появился еще один интересный советский минивэн ИЖ-042. Он был создан в пику московскому проекту Арбат и получил более практичный и вместительный 7-местный каркасно-панельный кузов вагонной компоновки. В отличие от основного конкурента АЗЛК-2139, ижевский прототип имел заднеприводное шасси ИЖ-2717 с усиленной рессорной подвеской и увеличенную грузоподъемность в 650 кг.
Внешне ИЖ-042 напоминал популярные в те времена японские «минивенчики» и выглядел весьма современно. Боковая сдвижная дверь обеспечивала удобный доступ в салон с тремя рядами сидений и высокой крышей. В целом запустить в производство автомобиль практически полностью собранный из серийных деталей, Ижмашу было вполне по силам, однако страна вступила в эпоху лихолетья и автопрому стало не до новых разработок.
Минивэны СССР
Это не единственные советские минивэны. Кроме представленных в статье компкатных однообъемников в стране были спроектированы автомобили более вместительного класса на 8-10 пассажиров. Но об этих машинах мы расскажем в следующий раз.