НАМИ-013: советский автомобильный авангардизм

НАМИ-013: советский автомобильный авангардизм

27 октября 2021 0 Автор autohs.ru

Как известно советская автоконструкторская школа была весьма консервативна. Наши инженеры применяли проверенные временем и другими автостроителями технические решения, и в целом двигались в арьергарде мировой технической мысли. Тем не менее в СССР строились и по-настоящему уникальные, передовые автомобили. К примеру такие как НАМИ-013.

Концепция перспективного автомобиля

Эскизы НАМИ-013
Поисковые эскизы НАМИ-013

Идейным вдохновителем постройки авангардного, не имевшего аналогов в мировой практике автомобиля, стал талантливый инженер и дизайнер Юрий Аронович Долматовский. В 1946 году будучи руководителем КБ кузовов автомоторного института (НАМИ), Долматовский предложил создать заднемоторный автомобиль с кузовом вагонной компоновки. Идея эта была настолько смелой, что даже внутри института нашла немало противников. Тем не менее Юрию Ароновочу удалось «продавить» свой проект на самом высоком уровне, и в начале 1947 года в НАМИ приступили к созданию перспективного автомобиля получившего обозначение НАМИ-013.

НАМИ-013 Эскиз

Весь последующий год шел поиск наиболее удачных компоновочных решений, которые в итоге вылились в создание нескольких масштабных и полноразмерных макетов. Все они хотя и отличались (порой значительно) друг от друга, имели вагонную компоновку и обтекаемые внешние формы. Параллельно шла проработка технической части будущего автомобиля, и тут конструкторы развернулись кто в что горазд. Специально для НАМИ-013 предполагалось создать оппозитный четырехцилиндровый двигатель, двухступенчатую гидромеханическую коробку передач, оригинальную ходовую часть на независимых подвесках, гидравлический рулевой механизм и тормозную систему с плавающими колодками и принудительным охлаждением барабанов. В общем НАМИ-013 был прогрессивен не только внешне, но и внутри. По крайней мере так выглядело на бумаге.

НАМИ-013

НАМИ-013
Автомобиль в процессе постройки

На деле внедрение многочисленных новаторских технических решений вылилось в серьезные проблемы. К моменту создания первого ходового прототипа кузов был еще не готов. Как следствие все узлы и агрегаты монтировались на несущее основание, поверх которых разместили трубчатый каркас обшитый деревянными панелями. Оппозитный мотор вовремя также не подоспел и вместо него использовали форсированный до 63 л.с. двигатель ГАЗ-М-20 с модернизированной под верхнее расположение клапанов ГБЦ и двумя карбюраторами. Двигатель, коробку передач и главную передачу расположили единым модулем в хвостовой части машины.

В начале 1951 года ходовой прототип НАМИ-013 совершил свой первый выезд, после чего начались его испытания. Довольно быстро стало очевидно, что экспериментальные узлы крайне ненадежны в работе и требуют множества доработок. Как следствие разработчики стали от них отказываться и переходить на проверенные решения. Так капризный гидравлический рулевой механизм заменили на традиционный механический от ЗИС-110, а место независимых подвесок с дуговыми торсионами заняли пружинные.

Откидные страпонтены
Откидные страпонтены среднего ряда

Спустя год ходовой прототип пересобрали в несущем кузове и НАМИ-013 наконец-то предстал перед создателями в законченном виде. На этом этапе он представлял собой автомобиль с кузовом каплеобразной формы и вытянутой хвостовой частью. Удобство посадки в салон обеспечивали четыре двери, по две на каждый борт. Сиденья водителя и пассажира располагались над передней осью между колесными арками, трехместный пассажирский диван находился в средней части машины, а между ними имелись два складных страпонтена. Таким образом общая пассажировместимость автомобиля составляла 6 человек.

Концепция себя не оправдала

НАМИ-013 1953
НАМИ-013 образца 1953 года

Вплоть до середины 1953 года НАМИ-013 проходил доводочные испытания. Конструкторы регулярно боролись с неисправностями, попутно модернизируя машину. Из-за недостаточной эффективности системы охлаждения, ее радиатор перенесли в передний бампер попутно разрезав его по пополам. Кроме того модернизировали тормозную систему, трансмиссию и подвеску, перенесли аккумулятор в заднюю часть автомобиля, а топливный бак напротив разместили в переднем свесе. Тем не менее по своим потребительским свойствам НАМИ-013 напоминал скорее кустарную поделку, нежели автомобиль. Более того прогрессивная вагонная компоновка в полной мере не оправдала себя.

Экспериментальный автомобиль Долматовского
НАМИ-013 в сравнении с автомобилем ЗИМ

Прежде всего вопреки ожиданиям, аэродинамически более совершенный НАМИ-013 оказался не сильно экономичнее ГАЗ-12. Кроме того опытный автомобиль проигрывал в маневренности, динамике, комфорте передвижения и удобстве обслуживания. Узкий салон едва ли вмещал трех пассажиров на заднем ряду, а на передний, из-за неудобного расположения дивана между колесными нишами, приходилось буквально протискиваться. Об удобстве использования багажника, расположенного за сиденьями третьего ряда и не имеющего внешнего доступа, говорить и вовсе не приходилось. В общем как не крути, а текущая реализация автомобиля будущего по версии Ю.А. Долматовского оказалась в целом не состоятельна.

НАМИ-013 Чертеж
Схема НАМИ-013

В конце 1953 года дальнейшие работы по НАМИ-013 признали бесперспективными и автомобиль разобрали на запчасти. Однако тема по созданию легковых машин вагонной компоновки на этом не иссякла. В 1955 году специалисты НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом построили микролитражку НАМИ-А50, но это уже совсем другая история.