Москвич-А9: первый микроавтобус МЗМА
19 октября 2025Приоритет создания первого советского микроавтобуса принадлежит специалистам Рижской автобусной фабрики, которые в 1957 году создали экспериментальный малогабаритный автомобиль РАФ-10 вместимостью 10 человек. Между тем, аналогичные машины строились и на других советских заводах. Так, почти одновременно с рижанами, в Москве спроектировали свой вариант микроавтобуса под условным обозначением Москвич-А9.
Москвич-А9

Работы по созданию модели А9 стартовали в 1957 году по инициативе директора МЗМА В.П. Иванова. Первый опытный образец, построенный командой специалистов под руководством И.А. Гладилина, получил вагонную компоновку и несущую штампованную раму с мощным крестообразным усилителем.
По своей концепции советский микроавтобус полностью соответствовал лучшим мировым аналогам и имел весьма привлекательный внешний вид. Боковые панели его цельнометаллического кузова, а также двери были выполнены из дюралюминия. Спереди располагались фары от Москвич-402, прямоугольная решетка радиатора с хромированной окантовкой, двухсоставное ветровое стекло, а над ним тоннель забора воздуха для вентиляционной установки. Сзади доступ в багажный отсек обеспечивала двустворчатая дверь, а в салон можно было попасть через боковые одностворчатые двери. Там в два ряда располагались трехместные сиденья и два отдельных кресла для водителя и пассажира. При необходимости их можно было снять и превратить Москвич-А9 в фургон грузоподъемностью 500 кг.

В техническом отношении микроавтобус МЗМА представлял собой сборную солянку из серийных и экспериментальных деталей. Так, переднюю независимую подвеску позаимствовали у Москвич-402, а сзади на рессорах подвесили мост от вездехода Москвич-410. Кроме того, для улучшения устойчивости в конструкцию подвесок внедрили стабилизаторы поперечной устойчивости. Верхнеклапанный двигатель взяли от Москвич-407 (1,4 л, 45 л.с.). К нему пристыковали оригинальную 4-ступенчатую коробку передач от гоночного Москвич-Г1. Колеса сделали комбинированными со стандартными москвичевскими ободами и шинами от Волги ГАЗ-21 размерностью 6,70-15.

Первый опытный образец завершил испытания в январе 1959 года, в ходе которых автомобиль подтвердил все заявленные характеристики. Москвич-А9 без проблем разгонялся до 90 км/ч и расходовал около 9 л бензина на 100 км. При этом микроавтобус отличался весьма мягким, комфортабельным ходом и хорошей устойчивостью на дороге. В итоге машину признали пригодной к серийному изготовлению. Однако организовать производство на МЗМА, по причине отсутствия необходимых мощностей, так и не смогли.

