Skoda Octavia: история легендарного автомобиля
13 октября 2025Чешская марка Skoda хорошо известна в нашей стране. До недавнего времени она занимала значимые позиции на российском рынке, а ее модель Octavia считалась одной из лучших в своем классе. Впервые она появилась в далеком 1959 году и почти сразу же завоевала огромную популярность, прежде всего за прекрасные ходовые качества, удобный салон и великолепную надежность. При этом первая Skoda Octavia обладала весьма своеобразной хребтовой конструкцией со всеми независимыми подвесками, впрочем, обо всем по порядку.
Краткая история марки Skoda

Свою автомобильную историю марка Шкода ведет с небольшой велосипедной фабрики, основанной в 1895 году предпринимателем Вацлавом Клементом. Там выпускались небольшие дорожные велосипеды Slavia, сконструированные Вацлавом Лаурином. В 1899 году они получили одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания мощностью 1,25 л.с. и превратились в мотоциклы Laurin & Klement. Шесть лет спустя в производственной программе чешской фирмы появился первый автомобиль Voiturette A с двухцилиндровым мотором на 7 л.с.
Предпринимательский талант Клемента и прекрасные конструкции Лаурина быстро вывели марку L&K в одно из ведущих автомобильных предприятий Европы. Вскоре она стала производить стационарные и авиационные двигатели, сельскохозяйственное, а также промышленное оборудование. После Первой мировой дела у компании пошли на спад, а в 1924 году после разрушительного пожара предприятие и вовсе оказалось на грани банкротства. Спасти бизнес удалось благодаря слиянию с крупнейшим в Чехословакии машиностроительным концерном Skoda Works.
В годы войны войны заводы Skoda работали в интересах немецких оккупантов. Там выпускали танки, военные автомобили и тягачи, детали для истребителей Messerschmitt, артиллерийские снаряды и другое военное оборудование. После окончания Второй мировой Чехословакия вступила на социалистический путь развития, после чего предприятие в городе Млада-Болеслав было национализировано.
Skoda Octavia

Первая послевоенная Шкода 1101 появилась в 1946 году. Она представляла собой модернизированную версию довоенной модели Popular и оснащалась 4-цилиндровым 1-литровым верхнеклапанным мотором мощностью 32 л.с. В ее основе находилась знаменитая трубчатая рама со всеми независимыми подвесками. Впервые данная конструкция, созданная инженером Гансом Ледвинкой, появилась на автомобиле Tatra 11 и позднее стала визитной карточкой всего чешского автопрома. В 1952 году на производство поступила более совершенная модель Skoda 1200 с новым понтонным кузовом и 1,2-литровым мотором на 36 сил.
Тогда же, в начале 1950-х, правительство ЧССР задумалось о создании простого, дешевого народного автомобиля, способного удовлетворить потребности средней чехословацкой семьи. Им стал двухдверный седан Skoda 440 Spartak, запущенный в производство в 1955 году. Он был на 80% унифицирован с машинами прошлых поколений и также имел хребтовую раму, независимые подвески с поперечными рессорами, барабанные тормоза с гидравлическим приводом, 1-литровый двигатель, форсированный до 40 л.с., синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач и гипоидную главную передачу. Фактически новым стал только кузов с округлыми формами, самой узнаваемой чертой которого стали передние крылья с характерными наплывами над колесными нишами.

Вопреки желанию правительства, Спартак так и смог стать народным. В 1953 году в Чехословакии была проведена денежная реформа, в ходе которой была произведена замена всей наличной денежной массы по курсу 5 к 1, аннулированы срочные депозиты и государственные облигации. В результате стоимость всех товаров резко возросла, а автомобили стали так и вовсе недоступны. В результате базовая модель 440 и ее вариация 450 с кузовом кабриолет прекрасно продавались за пределами ЧССР, но в родной стране особого распространения не получили. Впрочем, это не помешало в 1959 году Шкоде представить новые модели, которые вместо скучных индексов 440 и 450 получили красивые названия Octavia и Felicia. По общей конструкции они были полностью одинаковыми и все так же использовали трубчатую раму со всеми независимыми подвесками. Однако если задняя подвеска сохранилась без изменений, то спереди поперечную рессору заменила рычажно-пружинная конструкция с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.

Octavia и, в особенности, Felicia оказались весьма привлекательными машинами с аккуратными и элегантными внешними формами и весьма комфортабельными салонами. Опционально каждый автомобиль можно было дооснастить противотуманными фарами, радиоприемником и электропневматическим приводом сцепления. Правда, доступны эти элементы комфорта были исключительно на зарубежных рынках. В 1960-1961 годах появились самые мощные версии Skoda Octavia Super и Felicia Super, оборудованные 1,2-литровым мотором мощностью 55 л.с. На их основе строились гоночные версии с форсированным двигателем мощностью 85-100 л.с. с несколькими карбюраторами, двумя верхними распредвалами и механическим нагнетателем. Собственно, они и придали Шкоде образ самой спортивной марки во всем социалистическом блоке.

В 1964 году началось серийное производство принципиально нового семейства Skoda 1000 MB с несущим кузовом и однолитровым 42-сильным двигателем заднего расположения. При этом изготовление моделей Octavia и Felicia было завершено. Всего было выпущено 384 тыс. автомобилей этой гаммы, среди которых 15 тыс. кабриолетов. В 1994 году Шкода Фелиция, а два года спустя и Октавия вернулись в производственную программу чешской фирмы. Впрочем, это были уже совершенно другие, неоригинальные машины, разработанные совместно с концерном Фольксваген.

