Skoda Octavia: история легендарного автомобиля

Skoda Octavia: история легендарного автомобиля

13 октября 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Чешская марка Skoda хорошо известна в нашей стране. До недавнего времени она занимала значимые позиции на российском рынке, а ее модель Octavia считалась одной из лучших в своем классе. Впервые она появилась в далеком 1959 году и почти сразу же завоевала огромную популярность, прежде всего за прекрасные ходовые качества, удобный салон и великолепную надежность. При этом первая Skoda Octavia обладала весьма своеобразной хребтовой конструкцией со всеми независимыми подвесками, впрочем, обо всем по порядку.

Краткая история марки Skoda

Skoda 420 Standard
Skoda 420 — первый автомобиль марки Шкода с хребтовой рамой

Свою автомобильную историю марка Шкода ведет с небольшой велосипедной фабрики, основанной в 1895 году предпринимателем Вацлавом Клементом. Там выпускались небольшие дорожные велосипеды Slavia, сконструированные Вацлавом Лаурином. В 1899 году они получили одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания мощностью 1,25 л.с. и превратились в мотоциклы Laurin & Klement. Шесть лет спустя в производственной программе чешской фирмы появился первый автомобиль Voiturette A с двухцилиндровым мотором на 7 л.с.

Предпринимательский талант Клемента и прекрасные конструкции Лаурина быстро вывели марку L&K в одно из ведущих автомобильных предприятий Европы. Вскоре она стала производить стационарные и авиационные двигатели, сельскохозяйственное, а также промышленное оборудование. После Первой мировой дела у компании пошли на спад, а в 1924 году после разрушительного пожара предприятие и вовсе оказалось на грани банкротства. Спасти бизнес удалось благодаря слиянию с крупнейшим в Чехословакии машиностроительным концерном Skoda Works.

В годы войны войны заводы Skoda работали в интересах немецких оккупантов. Там выпускали танки, военные автомобили и тягачи, детали для истребителей Messerschmitt, артиллерийские снаряды и другое военное оборудование. После окончания Второй мировой Чехословакия вступила на социалистический путь развития, после чего предприятие в городе Млада-Болеслав было национализировано.

Skoda Octavia

Skoda 440
Название Spartak для модели 440 было неофициальным

Первая послевоенная Шкода 1101 появилась в 1946 году. Она представляла собой модернизированную версию довоенной модели Popular и оснащалась 4-цилиндровым 1-литровым верхнеклапанным мотором мощностью 32 л.с. В ее основе находилась знаменитая трубчатая рама со всеми независимыми подвесками. Впервые данная конструкция, созданная инженером Гансом Ледвинкой, появилась на автомобиле Tatra 11 и позднее стала визитной карточкой всего чешского автопрома. В 1952 году на производство поступила более совершенная модель Skoda 1200 с новым понтонным кузовом и 1,2-литровым мотором на 36 сил.

Тогда же, в начале 1950-х, правительство ЧССР задумалось о создании простого, дешевого народного автомобиля, способного удовлетворить потребности средней чехословацкой семьи. Им стал двухдверный седан Skoda 440 Spartak, запущенный в производство в 1955 году. Он был на 80% унифицирован с машинами прошлых поколений и также имел хребтовую раму, независимые подвески с поперечными рессорами, барабанные тормоза с гидравлическим приводом, 1-литровый двигатель, форсированный до 40 л.с., синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач и гипоидную главную передачу. Фактически новым стал только кузов с округлыми формами, самой узнаваемой чертой которого стали передние крылья с характерными наплывами над колесными нишами.

Skoda Octavia 1959
Внешне Шкода Октавия от модели 440 практически не отличалась, наиболее заметная деталь — новая решетка радиатора

Вопреки желанию правительства, Спартак так и смог стать народным. В 1953 году в Чехословакии была проведена денежная реформа, в ходе которой была произведена замена всей наличной денежной массы по курсу 5 к 1, аннулированы срочные депозиты и государственные облигации. В результате стоимость всех товаров резко возросла, а автомобили стали так и вовсе недоступны. В результате базовая модель 440 и ее вариация 450 с кузовом кабриолет прекрасно продавались за пределами ЧССР, но в родной стране особого распространения не получили. Впрочем, это не помешало в 1959 году Шкоде представить новые модели, которые вместо скучных индексов 440 и 450 получили красивые названия Octavia и Felicia. По общей конструкции они были полностью одинаковыми и все так же использовали трубчатую раму со всеми независимыми подвесками. Однако если задняя подвеска сохранилась без изменений, то спереди поперечную рессору заменила рычажно-пружинная конструкция с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.

Skoda Octavia Cutaway
В отличие от предшественника, Октавия приобрела новую переднюю пружинную подвеску на двойных поперечных рычагах

Octavia и, в особенности, Felicia оказались весьма привлекательными машинами с аккуратными и элегантными внешними формами и весьма комфортабельными салонами. Опционально каждый автомобиль можно было дооснастить противотуманными фарами, радиоприемником и электропневматическим приводом сцепления. Правда, доступны эти элементы комфорта были исключительно на зарубежных рынках. В 1960-1961 годах появились самые мощные версии Skoda Octavia Super и Felicia Super, оборудованные 1,2-литровым мотором мощностью 55 л.с. На их основе строились гоночные версии с форсированным двигателем мощностью 85-100 л.с. с несколькими карбюраторами, двумя верхними распредвалами и механическим нагнетателем. Собственно, они и придали Шкоде образ самой спортивной марки во всем социалистическом блоке.

Skoda Felicia 1959
Одновременно с Октавией на производство поступил кабриолет под названием Фелиция, а три года спустя появился универсал Октавия Комби

В 1964 году началось серийное производство принципиально нового семейства Skoda 1000 MB с несущим кузовом и однолитровым 42-сильным двигателем заднего расположения. При этом изготовление моделей Octavia и Felicia было завершено. Всего было выпущено 384 тыс. автомобилей этой гаммы, среди которых 15 тыс. кабриолетов. В 1994 году Шкода Фелиция, а два года спустя и Октавия вернулись в производственную программу чешской фирмы. Впрочем, это были уже совершенно другие, неоригинальные машины, разработанные совместно с концерном Фольксваген.