ГАЗ-33: неудавшаяся «трехоска» Горьковского автозавода

ГАЗ-33: неудавшаяся «трехоска» Горьковского автозавода

08 октября 2025 Выкл. Автор autohs.ru

В середине 1960-х годов советская автомобильная промышленность столкнулась с серьезным вызовом. Стремительно развивающаяся экономика требовала значительного повышения эффективности грузоперевозок. Решить данную проблему увеличением действующего автопарка было невозможно, поэтому в Госплане сделали ставку на создание более производительных машин. Так появился ГАЗ-33 — первый 7-тонный грузовик Горьковского автозавода.

История ГАЗ-33

Трехосный грузовик ГАЗ 1965 года
ГАЗ-33

Тенденция увеличения грузоподъемности газовских автомобилей началась задолго до появления ГАЗ-33. Сразу после войны на производство поступил 2,5-тонный двухосный грузовик ГАЗ-51А. В 1961 году ему на смену пришел 3-тонный ГАЗ-53Ф, а четыре года спустя Горьковский автозавод освоил изготовление 4-тонной модели ГАЗ-53А. Впрочем, к тому времени стало очевидно, что предел возможностей двухосного шасси уже достигнут и необходимо переходить на трехосную компоновку. Такая схема позволяла значительно повысить грузоподъёмность без критического увеличения нагрузки на дорожное покрытие.

Считать ГАЗ-33 трехосной версией ГАЗ-53А ошибочно, по многим параметрам это совершенно новая машина, хотя отдельные узлы и агрегаты действительно были унифицированы. В основу нового грузовика заложили прочную лонжеронную раму, к которой спереди подкатили модифицированную ось от ЗИЛ-130. Задние мосты сохранили от ГАЗ-53А. Их подвесили на рычажно-балансирной подвеске, созданной на основе деталей от Урал-375. Привод самих мостов осуществили посредством оригинальной 2-ступенчатой раздаточной коробки, оборудованной синхронизаторами и блокируемым дифференциалом. Рулевой механизм, оснащенный гидроусилителем ГАЗ-66, позаимствовали у ГАЗ-53А, а двухконтурную тормозную систему собрали на основе компонентов ЗИЛ-131.

ГАЗ-33
Автомобиль получил массивную грузовую платформу площадью 11 м2

Прежний двигатель (4,25 л, 115 л.с.) для потяжелевшей «трехоски» уже не годился. Поэтому на ГАЗ-33 установили дефорсированный мотор от Чайки ГАЗ-13 (5,53 л, 135 л.с.). Его оснастили 2-камерным карбюратором и новыми распределительными валами, отчего двигатель смог потреблять низкооктановый бензин. К нему в пару определили 5-ступенчатую коробку передач от ЗИЛ-130. Характерной особенностью ГАЗ-33 стала кабина с массивными угловатыми крыльями и новой решеткой радиатора с горизонтальными прорезями. За ней располагалась массивная деревянная платформа с тремя откидными бортами.

На производство не поступил

ГАЗ-33, ЗИЛ-131, ГАЗ-53А
ГАЗ-33 с новой решеткой радиатора на испытаниях

Первый опытный образец ГАЗ-33 построили в 1965 году. Еще три машины собрали в следующем году. Все они проходили испытания, в ходе которых автомобили подтвердили все заявленные характеристики: максимальная скорость 75 км/ч, грузоподъемность 7 т, контрольный расход топлива 35 л на 100 км. В итоге автомобиль признали пригодным к серийному производству, однако дальше опытных образцов дело не пошло. Горьковский автозавод попросту не имел свободных производственных мощностей, а изготовление машины на сторонних предприятиях оказалось экономически нецелесообразным. Кроме того, в середине 1970-х Московский автозавод начал изготовление собственного трехосного варианта ЗИЛ-133 грузоподъемностью 8 т, который был практически полностью унифицирован с базовой моделью ЗИЛ-130. В общем, в условиях плановой экономики двум похожим моделям места не нашлось, и проект ГАЗ-33 постепенно свернули, а все построенные образцы после выработки ресурса уничтожили.