
Oldsmobile F-85 Jetfire: история американского «турбопровала»
04 июля 2025Представьте себе начало шестидесятых — эпоху, когда американские автогиганты еще не подозревали о грядущем топливном кризисе, а компактные машины из Японии и Европы казались просто любопытной экзотикой. В те времена Большая детройтская тройка чувствовала себя королями дорог, но уже тогда некоторые дальновидные инженеры понимали: будущее за более экономичными решениями. Именно в этой атмосфере родилась одна из самых смелых идей в истории американского автопрома — создание турбированного двигателя для серийного автомобиля. Речь идет об Oldsmobile F-85 Jetfire, машине, которая опередила свое время на десятилетия!
В 1961 году General Motors решила попробовать себя в сегменте компактных автомобилей, хотя понятие «компактный» тогда сильно отличалось от современного. Новая платформа Y-body получила колесную базу почти в три метра — для сравнения, легендарный Mini довольствовался двумя. Тем не менее для американских стандартов это был настоящий малыш. Подразделение Oldsmobile представило F-85 — пятиметровый автомобиль с алюминиевым V8 объемом 3,5 литра. В стандартной спецификации мотор выдавал 155 л.с., а в варианте с 4-камерным карбюратором и улучшенной системой выхлопа отдача достигала 185 л.с. По меркам современности это может показаться довольно скромным результатом, однако тогда такие цифры считались вполне достойными для «экономичного» семейного автомобиля.
При разработке Oldsmobile F-85 Jetfire руководство GM преследовало амбициозную цель: создать машину, которая сочетала бы приличную динамику с разумным расходом топлива.
История Oldsmobile F-85 Jetfire
Для ее решения команда инженеров под руководством Гилберта Беррелла обратилась к специалистам Garrett AiResearch с необычной просьбой. Специалисты корпорации GM имели огромный опыт постройки автомобилей и моторов к ним, но турбонаддув был для них абсолютно новой задачей. Инженеры столкнулись с дилеммой: мощная турбина дала бы солидную прибавку на высоких оборотах, но для повседневной езды такое решение не подходило. Нужно было найти золотую середину между отзывчивостью и эффективностью.
Решение оказалось довольно элегантным, хотя и несколько спорным: компактную турбину Garrett T5 с вестгейтом для сброса избыточного давления установили перпендикулярно коленчатому валу, непосредственно за карбюратором. Дабы минимизировать «турболаг», максимальное давление наддува ограничили в 0,34 бара. Несмотря на скромную производительность, турбина имела значительный нагрев и негативно влияла на эффективность системы питания. Проблему перегрева решили при помощи… водометанола.
Состав с эффектным названием Turbo-Rocket Fluid впрыскивался во впускной коллектор, где, испаряясь, тот снижал температуру топливно-воздушной смеси и тем самым предотвращал преждевременное воспламенение топлива (детонацию). Жидкость хранилась в специальном бачке объемом 4,5 л, и при активном стиле вождения ее хватало всего на 200-250 миль (350-400 км). После ее окончания специальный клапан ограничивал производительность турбонаддува, а на приборной панели загорался тревожный индикатор. Вся эта система весила около 16 кг и обеспечивала значительную прибавку в мощности: двигатель F-85 в комплектации Jetfire выдавал уже 218 л.с.
Провал первого американского турбоавтомобиля
Турбомотор обеспечил Oldsmobile F-85 Jetfire великолепную динамику: до 96 км/ч первый американский автомобиль с турбонаддувом разгонялся за 8,5 сек., а его максимальная скорость составляла 172 км/ч. Высоким характеристикам соответствовала и цена: F-85 Jetfire в максимальной комплектации с 3-ступенчатой АКПП и гидроусилителем руля стоил 3513 долларов, на 1183 доллара дороже, чем базовый F-85 в минимальной комплектации.
Довольно существенная разница для автомобилей одного класса. Впрочем, высокие технологии были дороги во все времена. Помимо высокой цены, F-85 Jetfire требовал качественного и регулярного технического обслуживания и дополнительных затрат на водометаноловую смесь. Для потребителей, привыкших к простым и дешевым в эксплуатации машинам, эти недостатки стали критичными, и Oldsmobile F-85 Jetfire полностью провалился на рынке. Автомобиль продержался на производстве всего два года (1961-1963), за это время своих покупателей нашли 9,6 тыс. машин.