Porsche 356: первый автомобиль Порше
31 марта 2023Фердинанд Порше по праву считается одним из самых талантливых создателей автомобильной техники. За свою долгую жизнь он успел разработать множество самых разнообразных машин — от массового Фольксвагена, до танка Тигр. Однако свой первый автомобиль, Порше смог создать только после окончания войны, в 1948 году. Несмотря на то, что в основе Porsche 356 находился скромный Фольксваген Жук, на выходе получился выдающийся спортивный автомобиль, надолго предопределивший вектор развития компании Porsche.
Porsche 356
Окончание войны Фердинанд Порше встретил в австрийском годке Гмюнд, куда еще в 1944 году перенес свое КБ. Вскоре по запросу французского министерства юстиции, конструктор был арестован, и провел 20 месяцев в заключении. В то же время австрийское правительство конфисковало все активы конструкторского бюро, фактически лишив Порше средств к существованию. Впрочем, это не помешало прославленному инженеру в июне 1947 года приступить к проектированию перспективного спортивного купе модели 356.
Ведущим конструктором выступил сын Фердинанда Порше — Ферри, ему помогал опытный инженер Карл Рабе, а создание кузова взял на себя Эрвин Коменда. Для удешевления проекта в основу 356-го взяли стандартные узлы Жука, однако кузов спроектировали с нуля взяв за основу дизайн довоенного спортпрототипа Porsche 64. Первый образец Porsche 356/1 собрали в марте 1948 года. Это был среднемоторный родстер с алюминиевым кузовом на трубчатом каркасе, оснащенный 1,1-литровым оппозитным двигателем Фольксваген. В отличие от Жука мотор разместили не в заднем свесе, а между салоном и задними колесами. Такая компоновка позволила достичь почти идеального распределения массы по осям, что благоприятно сказалось на управляемости. Сам мотор изрядно модернизировали: установили новые ГБЦ с увеличенными клапанами и более производительный карбюратор Solex. В результате мощность с 25 л.с. возросла до 35 л.с. Ходовую часть с независимыми торсионными подвесками, барабанные тормоза и рулевое управление позаимствовали у Жука без изменений.
Проведенные испытания показали слабость двигателя, а также недостаточную прочность открытого кузова. Как следствие в 1949 году появился второй вариант Porsche 356/2 с кузовом купе и форсированным до 40 л.с. двигателем. Машину полностью перекомпоновали: шасси немного укоротили, а мотор разместили за задней осью. Внешний вид автомобиля также значительно изменили. Эрвин Коменда спроектировал обтекаемый 2-дверный кузов «понтон» с объемными крыльями, крупными фарами и изящной ниспадающей крышей, переходящей в покатый задок. В Гмюнде собрали порядка сорока автомобилей, отчего эти машины получили неофициальное название Porsche Gmund.
Модификации
Почти сразу Porsche 356 получил признание среди энтузиастов. Автомобиль с отличной управляемостью и довольно легким обтекаемым кузовом (Cx 0,29) неплохо показал себя в автогонках. В 1951 году 356-й выиграл гонки в Ле-Ман, после чего на автомобиль посыпались заказы по обе стороны Атлантики.
Porsche 356 pre-A
К тому времени предусмотрительный Ферри Порше арендовал под Мюнхеном цеха кузовостроительной фирмы Reutter, где также наладил сборку Porsche 356 с более дешевым стальным кузовом. В марте 1951 года состоялся торжественный выпуск 500-й машины, а пять месяцев спустя ворота завода покинул тысячный автомобиль марки Порше. В том же году состоялся выпуск двух новых модификаций — 356/1100 и 356/1300 с двигателями объемом 1,1 л (40 л.с.) и 1,3 л (46 л.с.). На этом процесс модернизации Порше 356 не остановился, и уже в 1952 году на производство поступила очередная серия Porsche 356/1500 и 356/1500S с 1,5-литровым мотором мощностью 55 л.с. и 75 л.с. соответственно. Помимо нового двигателя особенностями этой модификации стали улучшенные тормоза, усиленная подвеска и полностью синхронизированная 4-ступенчатая механическая коробка.
В 1954 году появилась модификация Porsche 356 Speedster с упрощенным салоном, укороченным кузовом, уменьшенным ветровым стеклом и расширенными дверями. Такой автомобиль мог разгоняться до 170 км/ч! Постепенно из непритязательного туристского автомобиля, 356-й начал превращался в грозную спортивную машину.
Porsche 356A
В сентябре 1955-го началось производство новой серии Porsche 356A с обновленным экстерьером и модернизированной техникой. В базовом варианте автомобиль оснащался двигателем объемом 1,6 л мощностью 60 л.с. Его форсированная разновидность для родстера Speedster-D, выдавала уже 75 сил. Кроме того появился спортивный 1,5-литровый двигатель 1500RS с модернизированными ГБЦ мощностью 100 л.с., который начали устанавливать в комфортабельную спецверсию Porsche 356 Carrera.
Porsche 356B
Спустя ровно четыре года состоялся запуск четвертой серии Porsche 356B. К тому времени 70% автомобилей произведенных Порше уходили на экспорт в США, поэтому новые автомобили были спроектированы с учетом запросов заокеанской клиентуры. Как следствие машины немного подрастеряли в динамке, зато стали более комфортабельными и роскошными во внутренней отделке. Базовая модель 1600 оснащалась мотором 1,6 л мощностью 90 л.с. Кроме того Porsche Speedster сменил название на Porsche Roadster, а в 1961 году свет увидела наиболее мощная модификация Carrera с 2-литровым двигателем мощностью 130 л.с.
Porsche 356C
В 1963 году на смену 356B приходит серия 356C. В нее вошли две основные модификации 1600C на 75 л.с. и 1600SC на 95 сил. Главными новинками стали дисковые тормозные механизмы всех колес и более точный червячный рулевой механизм фирмы ZF.
Сирия 356C выпускалась всего два года. К тому времени модель окончательно устарела и потенциала к развитию уже не имела. Немцы это хорошо понимали и еще в начале 1960-х стали готовить сменщика в виде Porsche 911. В 1965 году первый серийный автомобиль Порше отправился на покой. Всего выпустили 76 313 экземпляров этой прекрасной модели.
Технические характеристики Porsche 356/2 1949 года
Тип кузова | купе, кабриолет |
---|---|
Годы выпуска | 1949 |
Тип двигателя | оппозитный, B4 |
Объем двигателя, см3 | 1131 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Type 369 B4 (40) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2100 |
Длина, мм | 3870 |
Ширина, мм | 1670 |
Высота, мм | 1300 |
Снаряженная масса, кг | 600 |