Porsche 597 Jagdwagen: первый внедорожник Порше

Porsche 597 Jagdwagen: первый внедорожник Порше

08 марта 2025 Выкл. Автор autohs.ru

В годы Второй мировой войны фирма Porsche накопила богатый опыт в проектировании различных машин военного назначения. Она принимала участие в создании знаменитых танков Tiger, самоходных артиллерийских установок Ferdinand и легких военных автомобилей типа Kübelwagen. После окончания войны марка переориентировалась на создание спортивно-гоночных машин, но при случае обращалась и к военным подрядам. Так, в начале 1950-х, в рамках конкурса по созданию нового легкого многоцелевого автомобиля для Бундесвера, специалисты Порше изготовили весьма оригинальный и совершенный полноприводный автомобиль Porsche 597 Jagdwagen. По своим параметрам он на голову превосходил своих конкурентов, но из-за высокой цены на вооружение так и не поступил.

Porsche 597 Jagdwagen

Porsche 597 Jagdwagen
Porsche 597 легко преодолевал 30-градусные подъемы и 15-градусные косогоры

В 1952 году, когда в Германии появились предпосылки к возрождению вооруженных сил, правительство ФРГ объявило конкурс на создание так называемых охотничьих, а фактически военных многоцелевых полноприводных автомобилей грузоподъемностью 250 кг. В нем приняли участие фирмы Borgward, DKW (Auto Union) и вновь образованная марка Porsche.

В 1953 году Порше представила первый опытный образец, получивший название Porsche 597 Jagdwagen (в переводе с нем. «Охотничий автомобиль»). Он представлял собой легкий открытый 5-местный автомобиль с несущим герметичным цельнометаллическим кузовом без дверей, откидывающейся вперед рамкой ветрового стекла и закрепленным на носу запасным колесом. В основании «Ягдвагена» находилось переработанное спортивное шасси от Porsche 356 с традиционной для марки заднемоторной компоновкой. Ходовая часть была представлена независимыми подвесками на продольных рычагах и поперечных торсионах. Привод задних колес был реализован аналогично знаменитому Volkswagen Typ 82, через шестеренчатые колесные редукторы с самоблокирующимся межколесным дифференциалом. Привод переднего моста с муфтой и возможностью отключения и включения на ходу.

Porsche 597 Engine
В задней части «Ягдвагена» находился дефорсированный мотор от спортивного Porsche 356

Двигатель также был позаимствован у модели 356. Первоначально был применен 1,5-литровый оппозитный 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения на 50 л.с. Позднее стали устанавливать более совершенный вариант объемом 1,6 л и мощностью 60 л.с., оборудованный специальным 2-камерным карбюратором Zenith, который благодаря особой конструкции поплавковой камеры обеспечивал бесперебойную подачу топлива при преодолении крутых спусков, подъемов или косогоров. Двигатель был состыкован с оригинальной синхронизированной 5-ступенчатой коробкой с усиленными шестернями и первой передачей с передаточным отношением 5,00.

Все это вкупе с малым весом в 990 кг, дорожным просветом 250 мм, выверенной геометрией (угол въезда 45°, съезда — 35°) и крупными внедорожными шинами размерностью 6,00-16 обеспечивало Porsche 597 Jagdwagen прекрасную проходимость. Первый внедорожник Порше уверенно преодолевал подъемы на сухом твердом грунте крутизной до 30°, канавы шириной 0,4 м и глубокие колеи. Для движения по воде в задней части был предусмотрен гребной винт, правда, скорость преодоления водных препятствий оказалась совсем небольшой — 4-5 км/ч. Зато на суше Jagdwagen полностью оправдывал свое гордое «имя» Porsche и развивал максимальную скорость в 106 км/ч.

Первый внедорожник Порше
Основного заказчика полноприводный «Порше» полностью устроил, но выбор был сделан в пользу более простого и дешевого кюбельвагена DKW

Автомобиль немецким военным понравился. Испытатели отметили удобное подключение полного привода, невысокий расход топлива (в среднем 14 л на 100 км), независимую торсионную подвеску, обеспечивающую постоянный контакт колес с дорогой, довольно комфортабельный (насколько это возможно для армейского автомобиля) салон с удобными и мягкими сиденьями и полностью откидывающийся капот, облегчающий ремонт и обслуживание двигателя.

Однако все перечеркнула цена. Porsche 597 Jagdwagen стоил в три раза больше, чем остальные участники конкурса. В результате Бундесвер остановил свой выбор на более простом и дешевом кюбельвагене DKW Munga. Фирма Порше попыталась переориентировать «Ягдваген» на гражданский рынок и выпустила в 1954 году сухопутный вариант с открытым 4-дверным кузовом и слегка облагороженным салоном. Но и здесь немцам сопутствовала неудача. Спрос оказался невероятно низким, и в 1958-м штучное производство полноприводных Порше пришлось завершить. Всего был изготовлен 71 экземпляр.