Lotus Elan: эталон британского спортивного автомобиля

Lotus Elan: эталон британского спортивного автомобиля

10 марта 2025 Выкл. Автор autohs.ru

В былые времена для жителей туманного Альбиона марка Лотус являлась национальной гордостью, олицетворением наивысших спортивных достижений и лидером в производстве легких, скоростных и технически совершенных машин. Все ее успехи неразрывно связаны с основателем компании Энтони Колином Брюсом Чепменом. Только благодаря его таланту, энергии и невероятной технической интуиции автомобили по типу Lotus Elan блистали на многих гоночных трассах мира и однозначно признавались лучшими в своем классе!

Lotus Elite

Lotus Mark VI
Первый массовый автомобиль марки Лотус носил обозначение Mark VI

Свой первый автомобиль Колин Чепмен получил в подарок от родителей в 1945 году, когда он успешно поступил на курсы авиационных инженеров при Лондонском университете. Старенький 25-сильный Morris 8 не слишком подходил для гонок, поэтому вскоре Чепмен доработал его мотор и усилил шасси. Вскоре он приобрел компактный Austin 7, к которому приладил новую независимую переднюю подвеску и легкий кузов открытого типа, превратив его тем самым в спортивно-гоночный автомобиль для дорожных и кроссовых соревнований. С получением диплома авиаинженера Чепмен для себя понял, что его больше привлекает автомобильное дело, нежели воздухоплавание, и в 1952 году основал собственную фирму Lotus, где принялся строить компактные и недорогие спортивные машины.

Впрочем, строил он их по авиационным принципам, то есть с широким применением легких материалов. Первый серийный Lotus Mark VI 1953 года получил трубчатую раму из алюминия весом всего 28 кг, 1,2-литровый 50-сильный двигатель Ford с боковыми клапанами, переднюю независимую пружинную подвеску и заднюю ось Де Дион. Mk VI оказался довольно удачным и, несмотря на узкую гоночную специализацию, разошелся тиражом в 100 экземпляров.

Lotus Elite
Легкий Lotus Elite весом 540 кг развивал 180 км/ч, а отметку в 100 км/ч преодолевал всего за 11 сек.

Дабы закрепить успех, в 1957 году Колин Чепмен выпустил свой первый дорожный автомобиль Lotus Elite (он же Lotus Type 14). Он представлял собой 2-местный спорткар с несущим стеклопластиковым кузовом (Cx 0,29), вытянутым капотом, элегантно скругленной крышей и большими спицованными колесами с центральной гайкой. Впервые в британской практике он получил малолитражный (1,2 л, 76 л.с.) мотор с верхним расположением распредвала. Кроме того, в конструкции Лотус Элит были применены дисковые тормоза всех колес, 4-ступенчатая синхронизированная коробка передач и передняя независимая рычажно-пружинная подвеска.

Первый Lotus Elite оказался очень легким (540 кг) и легко развивал невероятную по тем временам скорость в 185 км/ч. Следом за ним появился усовершенствованный вариант Elite Mk II с мотором на 83 л.с. и 4-местный (посадочная формула 2+2) Elite S2. Всего было выпущено 1030 «элитных» Лотусов.

Lotus Elan

Lotus Elan British Racing Green
Lotus Elan в классическом цвете «British Racing Green»

В 1961 году на производство поступил более крупный Lotus Type 26 (Elan). В отличие от предшественника в своем основании он имел легкую стальную Х-образную раму, на которой в 16 точках был закреплен новый кузов из стекловолокна. Внешне Lotus Elan можно было распознать по выпуклым колесным аркам и характерным щиткам скрытых фар. Под капотом новинки скрывался весьма совершенный 1,6-литровый мотор мощностью 105-126 л.с. Двигатель был построен на основе чугунного блока Ford 116, который Чепмен накрыл оригинальной алюминиевой головкой с двумя распредвалами и полусферическими камерами сгорания. Он оказался настолько удачным, что фирма Ford вскоре выкупила конструкцию ГБЦ и наладила массовый выпуск двухвальных моторов, которые с успехом применялись на европейских моделях компании (Ford Escort, Ford Capri и т.д.).

Шасси автомобиля Лотус Элан
В основании Элана находилась стальная рама. Задние тормозные диски были вынесены из колес к главной передаче

Ходовая часть Лотуса была представлена независимой подвеской на двойных поперечных рычагах спереди и амортизаторными стойками с А-образными рычагами сзади. Тормоза всех колес — дисковые, рулевое управление — реечное. Оно имело прекрасную, а со слов Гордона Мюррея — создателя суперкара McLaren F1, и вовсе идеальную настройку. Lotus Elan весил 600-650 кг и в зависимости от типа кузова и форсировки двигателя достигал 180-200 км/ч. В 1964 году, помимо базового 2-местного Элана в серию пошел удлиненный Elan S2 и 4-местный Elan S4.

Лотус Элан
Особыми изысками салон Элана не блистал, зато имел удобные профилированные сиденья и аккуратную переднюю панель с деревянной фанеровкой

1960-е годы стали золотым временем для легких спортивных Лотусов. В 1964 году Lotus Elan одержал победу в своем классе в гонках Ле-Ман. Кроме того, он доминировал в национальном классе GT в зачете машин с мотором 1,6, гонках Тарго Флорио и 12 часах Себринга. В следующем десятилетии дела пошли на спад, а после смерти Колина Чепмена в 1982 году началось тихое угасание марки. Сосредоточившись на создании дорожных автомобилей, фирма сменила нескольких владельцев и сейчас находится под контролем китайского концерна Geely. Что же касается самой модели Elan, она сошла с производства в 1975 году. Всего было изготовлено 14,5 тыс. автомобилей.