Renault 4: первый переднеприводный Рено

Renault 4: первый переднеприводный Рено

31 июля 2023 Выкл. Автор autohs.ru

В конце 1950-х фирма Рено чувствовала себя великолепно. На рынке крайне успешно себя показывали легкие и доступные заднемоторные автомобильчики Renault 4CV и Renault Dauphine и казалось, что такая идиллия продлится еще долго. Однако эхо войны затухало, а Франция стремительно богатела, и простые машины уже перестали удовлетворять потребности покупателей. Тогда глава Рено Пьер Дрейфус решился на создание принципиально нового переднепрвиодного автомобиля с улучшенным набором потребительских качеств. Появившийся вскоре Renault 4 стал настоящим хитом и продержался на производстве три десятка лет!

Renault 4

Renault 4
Renault 4 (он же 4L) имел довольно простецкий, во многом утилитарный внешний вид

При проектировании новой машины Дрейфус сразу определил свою целевую аудиторию — это были семейные люди с детьми и не слишком большим достатком. Поэтому требовалось создать недорогой практичный автомобиль способный полностью удовлетворить нужды среднестатистической французской семьи.

Проект получивший кодовое обозначение 112 получил материальное воплощение зимой 1958 года. В прототип заложили несколько передовых идей. Прежде всего, впервые в практике фирмы Рено, автомобиль получил новую компоновочную схему с передними ведущими колесами и передним расположением двигателя. Второй новинкой стал просторный универсальный 5-дверный кузов с открывающейся вверх задней дверью. Ну а третьей, без преувеличения революционной идеей, стал трансформируемый салон со складным задним сиденьем и багажником, объем которого мог варьироваться от 0,3 до 1,2 м3.

Рено 4
Компоновка «четверки» напоминала другой французский автомобиль родом из 1930-х — Citroen Traction Avant

Дабы уложиться в бюджет от проектирования нового силового агрегата конструкторы отказались и просто позаимствовали его у модели 4CV. При этом даже не удосужились развернуть его задом наперед. Так родилась оригинальная компоновка с продольно расположенным в пределах базы мотором и вынесенной вперед коробкой передач. Собственно эта особенность и предопределила характерный облик Рено 4 с длинным капотом и коротким передним свесом.

Шасси автомобиля Рено
Фактически на такую штампованную «ванну» можно было установить любой подходящий по габариту кузов

Творчески подошли и к конструкции кузова. В основу машины положили плоское штампованное днище усиленное каркасом из профилей коробчатого сечения. Непосредственно к нему на болтах крепились элементы ходовой части, двигатель, коробка передач и кузов. Сама независимая подвеска получилась очень оригинальной: спереди на двойных поперечных рычагах с продольными торсионами, сзади с продольными рычагами и поперечно расположенными торсионами. Такая конструкция привела к необычному решению — базы колес правой и левой стороны отличались на 50 мм (правая длиннее левой). Однако во время езды такая особенность никак не проявлялась. Напротив подвеска Renault 4 оказалась на редкость выносливой и всеядной, и с успехом работала даже в условиях сельских дорог.

Самый массовый автомобиль Рено

Renault 4L
В начале 60-х открывающаяся вверх задняя дверь была в новинку и считалась серьезным преимуществом

Серийная премьера состоялась в августе 1961 года. Одновременно с Renault 4 дебютировал и предельно упрощенный вариант Renault 3 с 4-цилиндровым двигателем мощностью 21 л.с. Такую машину рынок не принял и она исчезла уже через год, а вот «четверка» что называется пошла. Но не сразу. Ладно скроенный 5-дверный хэтчбек с 750-кубовым мотором на 28 л.с. поначалу отталкивал своей необычной формой, но как только покупатели оценили функциональность данной машины, то она пошла нарасхват. Коммерческий успех ее подогревался победами в различных автогонках, в том числе в марафоне Париж-Дакар (пятое место в 1979-м и третье место в 1980 году).

Уже в феврале 1966 года был собран первый миллионный Рено 4, а еще через три года двухмиллионный. При этом автомобиль постоянно модернизировался, но никогда не менялся принципиально. Объем двигателя увеличился до 1,1 л, мощность до 34 л.с., а максимальная скорость до 122 км/ч. В 1967 году установили 4-ступенчатую коробку передач, в 1974-м пластиковую решетку радиатора, а в 1983-м передние дисковые тормоза. Вскоре расширилась колея, обновился интерьер и появились улучшенные комфортабельные модификации. К тому времени формальный наследник Renault 5 производился уже 11 лет, но Renault 4 собирался параллельно вплоть до 1993 года!

Свое 30-летие «четверка» встретила выпуском 8-миллионного экземпляра. Всего же за 32 года было выпущено 8 135 424 единиц, а это означает, что Renault 4 стал самым массовым автомобилем в истории фирмы Рено!