Самые массовые отечественные автомобили
28 июля 2023Период начала 1970-х в нашей стране отмечен весьма знаменательными событиями, которые дали мощный импульс развитию автомобильной отрасли не только в качественном, но и в количественном отношении. Если в 1970 году в СССР выпустили 340 тыс. легковушек, то спустя всего пять лет произвели 1 млн 200 тыс. автомашин! Сегодня поговорим о самых массовых отечественных автомобилях.
Москвич-412
Москвич-412 пришел на смену 408-й модели в 1967 году. При неизменном внешнем виде, коренным отличием новой машины стал прогрессивный двигатель М-412. При рабочем объеме 1,5 л он развивал вполне внушительные по советским меркам 75 л.с. Снабженный им Москвич разгонялся до 140 км/ч, набирал 100 км/ч за 18,8 сек. и расходовал около 10 л на 100 км пути. В целом автомобиль соответствовал стандартам своего класса и пользовался устойчивым спросом не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Москвич выпускался в Москве на заводе АЗЛК и в Ижевске на заводе Ижмаш. Его производство продолжалось до 1976 года, пока на смену не пришел глубоко модернизированный вариант Москвич-2140. Тираж М-412 сборки АЗЛК составил 329 234 ед. В Ижевске машин произвели намного больше — 2 317 439 ед.
ГАЗ-24 Волга
В СССР отношение к автомобилям Волга всегда было особенным, поэтому появление новой модели этого семейства стало событием. В конце 1968 года на производство Горьковского автозавода поступила принципиально новая модель ГАЗ-24, которая продержалась на конвейере более 20 лет. Автомобиль стал компактнее нежели чем ГАЗ-21, но при этом намного просторнее внутри. Кроме того ГАЗ-24 получил спроектированный на базе предыдущего мотора 4-цилиндровый карбюраторный 2,5-литровый двигатель мощностью 98 л.с. В целом Волга стала комфортабельней и быстрей, а за счет применения новых технологий и материалов еще и надежней.
В базовом исполнении ГАЗ-24 выпускалась до 1984 года, а потом на производство поступил модернизированный вариант ГАЗ-24-10 с новыми двигателем, трансмиссией, тормозами, электрооборудованием и салоном. Всего же с 1968 по 1992 год было изготовлено 1 481 561 ед.
ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106
Возросший в конце 1960-х спрос на легковые автомобили не мог быть удовлетворен только силами АЗЛК и Ижмаша. Для увеличения их выпуска в 1967 году в Тольятти началось строительство гигантского автозавода мощностью 660 тыс. автомобилей в год.
Первый серийный автомобиль ВАЗ-2101 Жигули покинул ворота завода в августе 1970 года. Это был малоразмерный 4-дверный седан с задним приводом и верхневальным карбюраторным двигателем мощностью 64 л.с. ВАЗ-2101 являлся лицензионной и переработанной копией итальянского Fiat 124, и принес с собой новейшие технологии и современные технические решения. На тот момент «копейка» являлась самым совершенным советским легковым автомобилем и пользовалась огромным спросом. Постоянно модернизируясь модель выпускалась до 1988 года, а ее общий тираж составил 2 710 930 ед. Универсал ВАЗ-2102 построенный на базе «копейки» был выпущен в количестве 666 989 шт.
В 1972 году на свет появился люксовый вариант Жигулей ВАЗ-2103. Автомобиль отличался форсированным 75-сильным мотором, богатым внешним оформлением, комфортабельным салоном с комбинированной обивкой сидений, радиоприемником Былина, тахометром и стрелочными часами. На момент появления в иерархии советских машин «тройка» находилась на ступеньку ниже Волги и стоила довольно дорого 7500 руб., на 2000 руб. дороже базовой модели. Машина продержалась на конвейере до 1984 года. Всего было выпущено 1 304 899 автомобилей.
В 1976 году произошла модернизация третьей модели в ходе которой появилась новая версия «престижных» Жигулей ВАЗ-2106. Несмотря на люксовый статус во внешнем виде «шестерка» несколько подрастеряла былой лоск и взамен хромированных декоративных элементов получила более технологичные пластмассовые детали. Кроме того изменилась передняя и задняя светотехника, а место 1,5-литрового «троечного» мотора занял двигатель 1,6 л мощностью 80 л.с. «Шестерка» стала настоящим советско-российским бестселлером и успешно выпускалась на различных заводах вплоть до 2006 года. Всего за это время успели выпустить 4 397 000 автомашин.
ВАЗ-2121 Нива
Следующей большой удачей Волжского автозавода стала выпущенная в 1977 году Нива ВАЗ-2121. Легковая полноприводная машина с трехдверным двухобъемным кузовом и комфортабельным салоном, задала новое направление в мировом автомобилестроении в ходе которого появился новый класс компактных кроссоверов.
Нива базировалась на агрегатах Жигулей. Она получила новую полноприводную трансмиссию с блокируемым межосевым дифференциалом и двухступенчатой «раздаткой». Изначально автомобиль комплектовался 1,6-литровым карбюраторным мотором на 80 л.с., но со временем двигатель стал мощнее, а салон комфортабельнее.
Совсем недавно Нива справила 45-летний юбилей, но на пенсию пока не собирается. В марте 2013 года ворота Волжского автозавода покинул 2-миллионный автомобиль, а на сегодняшний день тираж машины приближается к 2,5 млн экземпляров. Из них примерно 700 тыс. отправилось за рубеж более чем в сто стран по всему миру!
ВАЗ-2109
Появления переднеприводного семейства ВАЗ-2108 в 1984 году стало знаменательным событием в истории нашего автопрома. Впервые в Советском Союзе появился современный переднеприводный автомобиль с поперечно расположенным двигателем и кузовом хэтчбек. Вскоре в дополнение к базовой трехдверной машине на производство поступил ВАЗ-2109 Спутник. Новая «девятка» унаследовавшая все инновации «восьмерки», сразу же получила признание у советских автолюбителей. Еще бы, ведь в отличие от «старшей сестры» она получила практичный и очень удобный 5-дверный кузов хэтчбек.
Как и многие другие удачные советские модели, «девятка» просуществовала на конвейере намного дольше запланированного срока. Последний ВАЗ-2109 сошел с конвейера в 2004 году, но автомобиль не ушел в небытие, а переродился в ВАЗ-2114, который с успехом выпускался до 2013 года. Объем производства девятой модели составил 1 615 995 ед., четырнадцатой немногим меньше — 923 930 ед.
ВАЗ-2110
Почти сразу после начала производства восьмого семейства, вазовцы задумались о машине следующего поколения. Естественным образом она должна была стать продолжением предыдущей модели и иметь прогрессивную переднеприводную платформу. Однако распад страны надолго отсрочил появление нового автомобиля на рынке. Только в 1996 году заводу удалось наладить производство ВАЗ-2110. Это был необычного вида седан с обтекаемым округлым кузовом и со всем набором технических характеристик ВАЗ-2108. В новой машине конструкторы сделали упор на аэродинамику и достигли очень низкого показателя Cx 0,32, что благоприятно сказалось на экономичности и динамических показателях автомобиля.
Поначалу «десятку» преследовали детские болезни, но по мере доработок, спрос на новый вазовский флагман только увеличивался, и достиг апогея с внедрением инжекторной системы питания и 16-клапанного мотора. В 2007 году ВАЗ-2110 уступил свое место модернизированному седану ВАЗ-2170 более известному как Лада Приора. Общий тираж «десятки» составил 1 035 400 ед., Приоры — 953 400 шт.
Самые массовые отечественные автомобили
Напоследок приведем таблицу производства других отечественных легковых автомобилей:
Модель | Количество произведенных единиц |
---|---|
ВАЗ-2104 | 1 142 000 |
ВАЗ-2105 | 2 091 000 |
ВАЗ-2107 | 3 123 000 |
Москвич-2140 | 1 818 096 |
Москвич-2141 | 716 831 |
ВАЗ-21099 | 953 210 |
ВАЗ-2111 | 295 709 |
ВАЗ-2112 | 540 268 |
ГАЗ-31029 | 521 650 |
ГАЗ-3110 | 582 697 |