Volvo 480: большой провал фирмы Вольво

Volvo 480: большой провал фирмы Вольво

16 апреля 2025 Выкл. Автор autohs.ru

В автомобильной журналистике есть устоявшийся штамп — «автомобиль, опередивший свое время». Действительно, в истории существует немало примеров, когда производители выпускали весьма передовые, технически совершенные машины, которые, впрочем, в большинстве своем терпели полный провал. Для шведской компании Вольво такой машиной стал Volvo 480. Первый в истории марки переднеприводный автомобиль имел весьма своеобразный спортивный дизайн, передовую электронику и… огромное количество неполадок!

Volvo 480

Volvo 480 Scetch
Один из первых эскизов будущего 480-го. С самого начала автомобиль получил по-спортивному заостренную переднюю часть и скрытые фары

В начале 1980-х шведам стало очевидно, что будущее за переднеприводными автомобилями. В 1982 году они запустили программу с кодовым названием Project Galaxy, в рамках которой планировалось создать семейство автомобилей с передними ведущими колесами малого и среднего типоразмеров. Головное шведское подразделение сосредоточилось на крупной модели 850, а вот создание малолитражки отдали на откуп голландскому подразделению, бывшему легковому отделению DAF в г. Борн. Оно перешло под контроль Вольво еще в 1975 году, но по-прежнему пользовалось довольно широкой автономией, чем голландцы, собственно, и воспользовались.

Они создали весьма прогрессивный автомобиль с передними ведущими колесами, поперечным расположением двигателя, независимой передней подвеской МакФерсон, задней торсионной балкой, передними дисковыми тормозами и реечным рулевым управлением с гидроусилителем. Так как подходящих моторов у Вольво тогда не имелось, под капот машины поместили довольно заурядный 8-клапанный, одновальный 4-цилиндровый мотор Renault серии F, который при объеме 1,7 л выдавал 109 л.с. К нему в пару предлагалась 5-ступенчатая «механика» или 4-ступенчатый «автомат». Интересно, что изначально продумывали установку знаменитой трансмиссии Variomatic, но впоследствии от громоздкого и ненадежного вариатора отказались.

Volvo 480 ES
Автомобиль имел очень смелый, нехарактерный для шведской фирмы дизайн. Он был разработан в Голландии командой молодых и очень амбициозных стилистов под руководством Роберта Коха

Volvo 480 определили в нишу горячих хэтчбеков, где доминировал легендарный Volkswagen Golf GTI, поэтому автомобилю постарались придать максимально «спортивный» внешний вид. Автором облика стал Джон де Врис. Он нарисовал весьма своеобразный 2-объемный клиновидный кузов, напоминавший помесь Ferrari 400 с Honda Civic третьего поколения. Спереди на заостренном фасаде находились световые приборы, спроектированные одновременно по двум стандартам безопасности — европейскому ECE и американскому FMVSS. Как следствие, они имели специфический внешний вид, а фары дальнего света переехали в отдельный убираемый блок. Не менее самобытной была корма. Там находилась практически плоская стеклянная дверь багажника, снизу которую обрамляли горизонтальные фонари. Такое решение Джон де Врис подсмотрел у знаменитого купе-универсала Volvo P1800 SE.

Вольво 480
Вопреки устоявшемуся имиджу семейной марки, новый Вольво 480 получил весьма непрактичный 4-местный салон с маленьким багажником на 160 л

Впрочем, центральной особенностью Volvo 480 стал не дизайн, а передавая электроника. Автомобиль был буквально «нашпигован» современными электросистемами. Основой стал микропроцессорный блок управления с функцией диагностики и маршрутным компьютером. Кроме того, в машине нашли применение электроприводы стекол и люка, системы автоматического включения фар и стеклоочистителей, центральный замок и цифровая приборная панель с ЖК-экраном.

Глобальная неудача

Volvo 480 Interior
В салоне находилось всего четыре раздельных сиденья, однако все они имели регулируемую спинку, массивные валики боковой поддержки и трехточечные инерционные ремни безопасности

На производство Volvo 480 поступил в мае 1986 года, а уже спустя три месяца начали поступать первые рекламации. Подводила сложная электроника: ломались всевозможные датчики и электроприводы, «глючил» бортовой компьютер, в холодную погоду деградировал ЖК-экран, сбоил центральный замок, а блок управления двигателем выходил из строя от малейшего контакта с водой. В общем, достоинства 480-го стали продолжением его недостатков.

С таким «букетом» неприятностей от выхода на американский рынок шведы решительно отказались, но и на родине машина не прижилась. Местные считали 480-й эдаким «недовольво» — автомобилем, выпущенным непонятно кем, да еще и с использованием французских комплектующих. Спрос попытались подстегнуть выпуском Volvo 480 Turbo со 120-сильным турбомотором и при помощи многочисленных специальных версий с оригинальной окраской, АБС и подушками безопасности, но это не помогло. В итоге главными рынками стали Голландия, Великобритания и Италия, а всего с 1986-го по 1994 год было реализовано 76 тыс. автомобилей вместо запланированных 280 тыс. Вольво 480 стал хорошим уроком для шведской фирмы. Позднее на его платформе были выпущены автомобили серии 440/460 с упрощенной электроникой и классическим прямолинейным дизайном, которые получили огромный успех. Впрочем, это уже совсем другая история.