
ЗИМ-350: первый советский квадроцикл
20 апреля 2025Несмотря на довольно развитую мотоциклетную промышленность, появление первых четырехколесных мотовездеходов Советский Союз стойко игнорировал. Между тем, легкие, универсальные квадроциклы могли стать отличным подспорьем в различных отраслях народного хозяйства, особенно в условиях бездорожья и ограниченной инфраструктуры. Лишь в конце 1980-х на Харьковском заводе имени Малышева был создан ЗИМ-350 — первый советский квадроцикл.
ЗИМ-350 он же ЗИМ 6.901
Мотовездеход ЗИМ-350 был создан в инициативном порядке в сложные перестроечные годы, дабы хоть как-то загрузить работой одно из крупнейших промышленных предприятий УССР, ранее специализировавшегося на изготовлении танков, дизельных двигателей, тепловозов и других изделий ВПК и транспортного машиностроения.
В техническом отношении мотоцикл (именно так ЗИМ-350 числился в документах) представлял собой четырехколесное 2-местное заднеприводное транспортное средство массой 320 кг, оборудованное 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ИЖ-Ю5 М. Двухтактный 12-сильный бензиновый мотор воздушного охлаждения (объем двигателя 350 см3) был состыкован с двухвальной 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором, удваивающим число передач (4х2). От нее крутящий момент посредством цепной передачи передавался на ведущий мост с шестеренчатым редуктором и блокируемым дифференциалом. Передняя подвеска была выполнена независимой на двойных поперечных рычагах с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Задний мост подвески не имел и крепился к раме жестко. Тормоза — барабанные с гидравлическим приводом. Всё это монтировалось на прочную раму, сваренную из металлических труб.
Квадроцикл ЗИМ 350 строился не для развлечений, а как утилитарная машина, способная выполнять широкий спектр транспортных и хозяйственных задач. Так, помимо описанной выше трансмиссии с широким рабочим диапазоном, первый советский квадроцикл оборудовался двумя грузовыми площадками грузоподъемностью 50 и 100 кг, редуктором дополнительного отбора мощности и системой навески сельскохозяйственных орудий с гидравлическим приводом. Фактически в Харькове построили мини-трактор универсал, способный, к тому же, буксировать автомобильный прицеп массой 410 кг!
Первый советский квадроцикл
ЗИМ-350 поступил на производство в 1991 году и выпускался ограниченными партиями до 1999 года. Как и вся позднесоветская техника, особой надежностью квадроцикл ЗИМ не блистал, и до наших дней образцов в оригинальном техническом состоянии практически не дошло.
Характеристика | Значение |
---|---|
Тип | Четырехколесный мотовездеход |
Производитель | Харьковский завод имени Малышева |
Годы выпуска | 1991–1999 |
Масса | 320 кг |
Двигатель | 2-цилиндровый карбюраторный ИЖ-Ю5 М |
Тип двигателя | Бензиновый, двухтактный, воздушного охлаждения |
Объем двигателя | 350 см³ |
Мощность | 12 л.с. |
Трансмиссия | 4-ступенчатая КПП + 2-ступенчатый редуктор (4х2) |
Привод | Задний, через цепную передачу |
Подвеска передняя | Независимая, двойные поперечные рычаги, пружины, гидроамортизаторы |
Подвеска задняя | Жесткое крепление моста к раме (без подвески) |
Тормоза | Барабанные с гидравлическим приводом |
Шины | Н-222 и Я-417, размер 170х540 и 270х580 мм |
Дорожный просвет | 250 мм |
Грузоподъемность | 300 кг (две площадки: 50 и 100 кг) |
Максимальная скорость | 50 км/ч |
Расход топлива | 7,5 л/100 км |
Доп. оборудование | Редуктор отбора мощности, навесное оборудование с гидроприводом |
Буксируемый прицеп | До 410 кг |