ЗИМ-350: первый советский квадроцикл

ЗИМ-350: первый советский квадроцикл

20 апреля 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Несмотря на довольно развитую мотоциклетную промышленность, появление первых четырехколесных мотовездеходов Советский Союз стойко игнорировал. Между тем, легкие, универсальные квадроциклы могли стать отличным подспорьем в различных отраслях народного хозяйства, особенно в условиях бездорожья и ограниченной инфраструктуры. Лишь в конце 1980-х на Харьковском заводе имени Малышева был создан ЗИМ-350 — первый советский квадроцикл.

ЗИМ-350 он же ЗИМ 6.901

ЗИМ-350
На квадроцикле устанавливались широкопрофильные шины Н-222 и Я-417 размерностью 170х540 и 270х580 мм

Мотовездеход ЗИМ-350 был создан в инициативном порядке в сложные перестроечные годы, дабы хоть как-то загрузить работой одно из крупнейших промышленных предприятий УССР, ранее специализировавшегося на изготовлении танков, дизельных двигателей, тепловозов и других изделий ВПК и транспортного машиностроения.

В техническом отношении мотоцикл (именно так ЗИМ-350 числился в документах) представлял собой четырехколесное 2-местное заднеприводное транспортное средство массой 320 кг, оборудованное 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ИЖ-Ю5 М. Двухтактный 12-сильный бензиновый мотор воздушного охлаждения (объем двигателя 350 см3) был состыкован с двухвальной 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором, удваивающим число передач (4х2). От нее крутящий момент посредством цепной передачи передавался на ведущий мост с шестеренчатым редуктором и блокируемым дифференциалом. Передняя подвеска была выполнена независимой на двойных поперечных рычагах с пружинами и гидравлическими амортизаторами. Задний мост подвески не имел и крепился к раме жестко. Тормоза — барабанные с гидравлическим приводом. Всё это монтировалось на прочную раму, сваренную из металлических труб.

Квадроцикл ЗИМ-350
Дорожный просвет квадроцикла составлял 250 мм, грузоподъемность — 300 кг, расход топлива 7,5 л на 100 км, а максимальная скорость 50 км/ч

Квадроцикл ЗИМ 350 строился не для развлечений, а как утилитарная машина, способная выполнять широкий спектр транспортных и хозяйственных задач. Так, помимо описанной выше трансмиссии с широким рабочим диапазоном, первый советский квадроцикл оборудовался двумя грузовыми площадками грузоподъемностью 50 и 100 кг, редуктором дополнительного отбора мощности и системой навески сельскохозяйственных орудий с гидравлическим приводом. Фактически в Харькове построили мини-трактор универсал, способный, к тому же, буксировать автомобильный прицеп массой 410 кг!

Первый советский квадроцикл

ЗИМ-350 поступил на производство в 1991 году и выпускался ограниченными партиями до 1999 года. Как и вся позднесоветская техника, особой надежностью квадроцикл ЗИМ не блистал, и до наших дней образцов в оригинальном техническом состоянии практически не дошло.

Технические характеристики квадроцикла ЗИМ-350
ХарактеристикаЗначение
ТипЧетырехколесный мотовездеход
ПроизводительХарьковский завод имени Малышева
Годы выпуска1991–1999
Масса320 кг
Двигатель2-цилиндровый карбюраторный ИЖ-Ю5 М
Тип двигателяБензиновый, двухтактный, воздушного охлаждения
Объем двигателя350 см³
Мощность12 л.с.
Трансмиссия4-ступенчатая КПП + 2-ступенчатый редуктор (4х2)
ПриводЗадний, через цепную передачу
Подвеска передняяНезависимая, двойные поперечные рычаги, пружины, гидроамортизаторы
Подвеска задняяЖесткое крепление моста к раме (без подвески)
ТормозаБарабанные с гидравлическим приводом
ШиныН-222 и Я-417, размер 170х540 и 270х580 мм
Дорожный просвет250 мм
Грузоподъемность300 кг (две площадки: 50 и 100 кг)
Максимальная скорость50 км/ч
Расход топлива7,5 л/100 км
Доп. оборудованиеРедуктор отбора мощности, навесное оборудование с гидроприводом
Буксируемый прицепДо 410 кг