
БАЗ-5937: шасси для зенитного комплекса «Оса»
24 апреля 2025В СССР продукция Брянского автозавода была малоизвестна. Прежде всего потому, что БАЗ работал только в интересах Министерства обороны. Именно на брянских шасси были собраны самые известные ракетные комплексы: С-300, «Оса» и «Точка-У». Сегодня поговорим о БАЗ-5937 — специальном автомобиле, ставшем носителем легендарного зенитного комплекса 9К33 «Оса».
БАЗ-5937
Брянский автомозавод начал свою деятельность в 1958 году с производства трехосных БТР-152 и амфибий ЗИЛ-485. Вскоре на предприятии наладили выпуск компонентов для грузовиков ЗИЛ-131, а в 1961 году БАЗ изготовил свой первый оригинальный автомобиль БАЗ-930. Экспериментальный четырехосный полноприводный автомобиль-шасси получился не слишком удачным и серийного воплощения не получил, однако наработки по этому проекту пригодились при создании следующего тяжелого семейства БАЗ-5937/5939.
Работы по проекту стартовали в 1966-м, а первый опытный образец БАЗ-5937 появился в 1969 году. Это был массивный автомобиль-амфибия с характерным водоизмещающим корпусом и тремя разнесенными ведущими мостами. Центральной особенностью машины стал герметичный, полузакрытый, несущий корпус с гладким днищем и тремя отсеками. Передний предназначался для отделения управления, в среднем располагался боевой модуль, а в заднем была смонтирована дизельная силовая установка мощностью 300 л.с. Сам корпус, состоящий из лонжеронной рамы, боковых усилителей и стальных панелей толщиной 1-4 мм, снаружи был обшит гофрированными листами толщиной 2 мм. При этом для дополнительной герметичности все стыки были уплотнены губчатой резиной, а корпус изнутри оклеен водонепроницаемым материалом.
Ходовая часть БАЗ-5937 включала в себя независимые рычажно-торсионные подвески с однотрубными гидравлическими амортизаторами. Вкупе с широкопрофильными шинами и системой подкачки, такая подвеска обеспечивала постоянный контакт колес с дорогой, что благоприятно сказалось на проходимости. Из других особенностей шасси: герметизированные барабанные тормоза с гидропневматическим приводом и червячный рулевой механизм с гидроусилителем.
Двигатель брянские конструкторы взяли от БМП-1. V-образный 6-цилиндровый атмосферный агрегат был состыкован с 5-ступенчатой коробкой и 2-ступенчатой «раздаткой» со встроенным межбортовым дифференциалом с возможностью блокировки. От нее крутящий момент распределялся по оригинальной бортовой схеме, посредством сложной системы состоящей из 16 карданных валов. Трансмиссия также включала коробку отбора мощности, которая питала вспомогательные системы (электрогенератор, гидронасос, водометные движители и т.д.).
Зенитно-ракетный комплекс «Оса»
БАЗ-5937 нес на себе автономный боевой модуль 9А33, который состоял из радиолокационной станции обнаружения сантиметрового диапазона и пусковой установки с четырьмя твердотопливными ракетами 9М33. Помимо пусковой установки комплекс «Оса» включал транспортно-заряжающую машину на шасси БАЗ-5937, которая несла боекомплект из 12 зенитных ракет.
Прошедшие в 1969-1970 гг. испытания показали, что брянским специалистам удалось создать достаточно надежную и проходимую машину, полностью соответствующую требованиям основного заказчика. Так, БАЗ-5937 уверенно преодолевал сухие подъемы крутизной 30°, 20-градусные косогоры и канавы шириной 2 м. На асфальте скорость машины достигала 60 км/ч, на воде за счет двух водометных движителей — 8 км/ч.
В 1971 году ЗРК «Оса» был официально принят на вооружение, а годом позднее на БАЗе началось производство шасси. Впоследствии комплекс «Оса» неоднократно модернизировался, а его выпуск продолжался до 1990 года. Всего было изготовлено не менее 1,2 тыс. автомобилей БАЗ-5937, которые в составе ЗРК 9К33 находились на вооружении 25 стран мира.