
ИЖ-19 «Старт»: неудачный прототип из Ижевска
28 апреля 2025В 1966 году в рамках оборонного объединения «Ижмаш» начал свою деятельность Ижевский автомобильный завод. В иерархии Министерства автомобильной промышленности новому предприятию отвели незавидную роль второстепенного производства, где из комплектующих МЗМА (АЗЛК) наладили сборку популярных легковых автомобилей Москвич-408 и Москвич-412. Впрочем, уже к началу 1970-х Ижмаш не только создал сеть предприятий-смежников, но и организовал собственное конструкторское бюро, где молодые и очень амбициозные специалисты спроектировали и построили ряд весьма интересных и прогрессивных автомобилей. Из них больше всего шансов встать на конвейер имел созданный в 1975 году ИЖ-19 Старт.
История ИЖ-19 Старт
После создания переднеприводного ИЖ-13 ижевские конструкторы поняли, что организовать серийное производство столь прогрессивной машины в обозримой перспективе не получится, поэтому принялись строить более простую модель, основанную на серийных узлах и агрегатах Москвич-412. Первый опытный прототип, получивший название ИЖ-19 Старт, был изготовлен в 1975 году.
Как и предшественник, новый автомобиль получил современный 5-местный кузов хетчбэк с весьма авангардным дизайном. Его автором стал Б.М. Аверьянов. Для ИЖ-19 он выбрал спортивную стилистику со сложными ломаными линиями. На переднем фасаде с начисто отсутствующей решеткой радиатора располагались сдвоенные круглые фары, включенные в зачерненные оправы. Низкий клиновидный передок мотор М-412 полностью не вмещал, поэтому на капоте появился довольно высокий «горб». Поясная линия, в свою очередь, имела заметное возвышение в районе задней двери, а верхняя оконцовка заднего крыла получила граненую форму. Из других интересных особенностей облика ИЖ-19 можно выделить: небольшие «квадратные» дверные ручки, миниатюрный люк в крыше, пластиковые бамперы, оригинальные вертикальные задние фонари и вентиляционные решетки на задних стойках.
Заявленная спортивная тема была продолжена в интерьере. ИЖ-19 получил оригинальную, слегка развернутую к водителю, пластиковую переднюю панель с пятью круглыми приборами в глубоких колодцах. Ниже на трансмиссионном тоннеле располагался блок управления климатической установкой с вертикальными ползунковыми переключателями, а на крыше находился короб вентиляционного притока с дефлекторами. В остальном салон повторял М-412: от него были позаимствованы сиденья и старомодный руль с кольцом включателя звукового сигнала.
В техническом отношении ИЖ-19 Старт полностью повторял Москвич-412. Тем не менее, за счет улучшенной аэродинамики прототип имел более высокую максимальную скорость в 150 км/ч и улучшенную топливную экономичность.
После проведенных испытаний ИЖ-19 представили чиновникам Минавтопрома, которые автомобиль моментально забраковали. Тем не менее в руководстве автомобильной отрасли обратили внимание на неоднократные попытки ижевцев создать собственный оригинальный автомобиль, и завод наконец-то получил официальный государственный заказ на изготовление заднеприводного легкового автомобиля с кузовом хетчбэк. В 1976 году конструкторы переработали проект в угоду большей технологичности и придали машине более спокойные внешние формы с прямой поясной линией, цельноштампованными заходящими на крышу дверями и дополнительными окнами в задних стойках.
Вскоре, после многочисленных доработок, ИЖ-19 Старт переродился в автомобиль ИЖ-2126 Орбита (Ода), который с неимоверными усилиями был запущен в серийное производство в 1990 году. Впрочем, об этом мы уже рассказывали.