ГАЗ-47 (ГТ-С): исключительной проходимости вездеход
23 мая 2021Послевоенный экономический подъем и активное освоение ранее малоизученных районов Советского Союза требовали специальной автотехники. К началу 1950-х таких машин в СССР не выпускали, и Горьковскому автозаводу, как наиболее компетентному в этой сфере предприятию, предложили создать вездеход повышенной проходимости. Так родился вездеход ГАЗ-47.
ГАЗ-47

На самом деле разработка универсального гусеничного вездехода в СССР началась практически сразу после войны. В 1948 году в Горьковском Индустриальном институте создали снегоболотоход С-21. Однако машина получилась крайне сырой и дальнейшего развития не получила. Пару лет спустя на Горьковском автозаводе конструктору Сергею Борисовичу Михайлову в короткий срок поручили создать универсальный вездеход на гусеничном ходу, способный работать в сложных климатических условиях при температурах от -50 до +40°. Сроки поставили жесткие — 6 месяцев, поэтому на ГАЗ передали наработки по С-21 и техническую литературу на аналогичные машины импортного производства.

Работы по будущему гусеничному вездеходу, получившему заводское обозначение ГАЗ-47 (ГТ-С по техническому заданию), на Горьковском автозаводе стартовали в июле 1951 года. В декабре того же года собрали первый прототип. Он представлял собой гусеничный вездеход с водоизмещающим корпусом, двухместной кабиной и грузопассажирским отделением. При создании ходовой части конструкторам пригодился военный опыт создания легких танков Т-60 и Т-70. Шасси ГАЗ-47 состояло из пяти пар обрезиненных катков диаметром 700 мм. Подвески катков индивидуальные торсионные. Передняя звездочка ведущая, тормоза ленточного типа. Как и на танке Т-60, моторное отделение располагалось спереди. В нем находился бензиновый двигатель ГАЗ-51 мощностью 74 л.с. и его же четырехскоростная коробка передач. Корпус стальной, несущий. Кабина с двумя дверьми и люком в задней стенке. За ней в транспортном отделении могли расположиться на лавках 10 человек или тонна груза.
Весь 1952 год три собранные на заводе машины проходили всесторонние и длительные испытания. Вездеходы своим ходом преодолели расстояние около 300 км от Воркуты до поселка Амдерма, буксируя артиллерийские орудия массой до 2 тонн. Второй этап проходил летом того же года в Архангельской области. По результатам испытаний ГАЗ-47 показал себя очень хорошо. Уверенно передвигался по снегу и болоту, расходуя при этом 100-200 л на 100 км. На воде вездеход развивал скорость в 4 км/ч, на шоссе — 35 км/ч.
Советский вездеход

Серийное производство ГАЗ-47 Горьковский автозавод освоил в 1954 году. Всего же с 1954 по 1967 год на ГАЗе изготовили около 8 тысяч машин первого поколения. ГАЗ-47 зарекомендовал себя как надежный и очень проходимый вездеход. На нетронутых дорожной сетью просторах СССР — от Заполярья до южных пустынь, ГАЗ-47 был зачастую единственным транспортным средством. Более того, он успешно работал на советских арктических и антарктических станциях и первым из наземных машин в 1960 году покорил вслед за Северным плюсом еще и Южный, а заодно и полюс холода в Антарктиде.
Технические характеристики ГАЗ-47 (ГТ-С)
| Тип | гусеничный транспортер |
|---|---|
| Годы выпуска | 1954-1964 |
| Колесная формула | - |
| Тип двигателя | бензиновый, L6 |
| Мощность двигателя, л.с. | 74 |
| Объем двигателя, см3 | 3480 |
| Привод | - |
| Колесная база, мм (расстояние между центрами крайних катков) | 3350 |
| Длина, мм | 4900 |
| Ширина, мм | 2435 |
| Высота, мм | 1960 |
| Снаряженная масса, кг | 3650 |
| Грузоподъемность, кг | 1000 |
| Max. скорость на суше км/ч | 35 |
| Max. скорость на воде км/ч | 4 |

