МАЗ-504В для «Совтрансавто»
17 сентября 2025Появление в 1966 году новой модели МАЗ-500 стало большим шагом вперед для советского автопрома. Грузовик с кабиной над двигателем и мощным четырехтактным двигателем обладал повышенной маневренностью и грузоподъемностью. Модернизированная версия 500А стала основой автопарка «Совтрансавто» — крупнейшего международного автоперевозчика СССР.
МАЗ-504В

Переход от традиционной капотной схемы к компоновке «кабина над двигателем» стал настоящим испытанием для конструкторов Минского автозавода. Начавшись в далеком 1958 году с экспериментальной серии МАЗ-500, этот путь растянулся почти на два десятилетия, а окончательный переход на бескапотную схему произошел лишь в канун 1966 года. Новый грузовик получил 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236 на 180 л.с., синхронизированную 5-ступенчатую КПП, гидроусилитель руля, разнесенную главную передачу с планетарными редукторами и шасси грузоподъемностью 7,5 т.
Четыре года спустя грузовик был модернизирован. Базовая машина с индексом 500А стала длиннее (колесная база увеличилась на 100 мм) и грузоподъемнее на 500 кг. Кроме того, для соответствия новым европейским стандартам была уменьшена на 150 мм габаритная ширина, а на передней облицовке появилась новая декоративная решетка радиатора. Из других изменений — на магистральном тягаче МАЗ-504В нашел применение 8-цилиндровый дизельный двигатель МАЗ-238 на 240 л.с. Оборудованный спальным местом, этот грузовик в составе полуприцепа МАЗ-5205 мог перевозить 20 т и при этом расходовал около 30 л топлива на 100 км. Кабина МАЗ-504В отличалась повышенным уровнем комфорта. В ней применялись подрессоренные сиденья с регулировкой, улучшенная обивка, новая приборная панель и более эффективный отопитель с двумя электродвигателями.

МАЗ-504В составил основной костяк автопарка «Совтрансавто». В 1973 году на балансе предприятия находилось около 1200 автомобилей данной модели, которые выполняли рейсы как в страны Европы, так и на Ближний Восток. В целом, минские грузовики зарекомендовали себя как крепкие, довольно неприхотливые машины, однако к концу 1970-х они уже порядком устарели. И их постепенно стали заменять автомобили импортного производства. Так, в 1971 году «Совтрансавто» закупило шведские грузовики Volvo F89, а три года спустя на баланс предприятия поступили немецкие тягачи Mercedes-Benz L2232.

Однако нельзя сказать, что советские машины 500-й серии отошли от дел. Они по-прежнему выполняли значительную транспортную работу, однако акцент их применения с Западной Европы сместился в страны СЭВ и Центральной Азии. В 1978 году Минский автозавод освоил производство более совершенного автомобиля МАЗ-6422. Новый грузовик с двумя ведущими осями (6х4) получил более просторную и комфортабельную кабину, современные двигатели ЯМЗ мощностью 280-425 л.с. и двухдиапазонную 8-ступенчатую коробку передач. По многим параметрам «СуперМАЗ» (так новую машину прозвали водители) приблизился к иномаркам.
К тому времени автопарк «Совтрансавто» насчитывал около 3,5 тыс. автомобилей, а по объемам перевозок это предприятие было крупнейшим во всей Европе. Все изменилось после распада СССР, когда объединение распалось на 15 организаций, из которых до наших дней сохранились лишь единицы. Впрочем, это уже совсем другая история.

