Opel Blitz: трофейный автомобиль на службе СССР

Opel Blitz: трофейный автомобиль на службе СССР

02 апреля 2021 Выкл. Автор autohs.ru

Во время Второй мировой войны использование трофейного автотранспорта было обычной практикой. В условиях тотального дефицита автомобилей, прежде всего грузовых, они активно пускались в ход и служили на благо бывшего противника. Самый распространенный грузовик вермахта — Opel Blitz ценился бойцами Красной армии как надежный и комфортный грузовик. Немалый вклад он вложил и в послевоенное восстановление СССР.

Организация трофейного автопарка

Opel Blitz
Советские бойцы рядом с автомобилями Opel Blitz и Olympia

Использование трофейных автомобилей частями РККА началось с первых дней войны. По самым скромным оценкам в первые полгода, немцы потеряли 35 тысяч грузовиков и 25 тысяч легковых машин. В результате зимнего контрнаступления под Москвой, Красная армия захватила 15 тысяч машин. Обычно трофейные автомобили включались в состав захвативших их частей. Из них формировались внештатные автобатальоны, где количество автомобилей регламентировалось только их наличием.

Зачастую в руки красноармейцев машины попадали в сильно поврежденном, требующем ремонта состоянии. В таком случае машины не подлежавшие ремонту на месте, отправлялись в тыл на ремонтные базы НКО и предприятия автопромышленности. К примеру МосЗИС за время пока функционировал цех трофейных автомобилей, восстановил 14 тыс. автомашин. Негодные к восстановлению трофеи, разбирались на запчасти, которые отправлялись на фронтовые склады автобронетанковой техники, остальное распиливалось на метал.

Opel Blitz 1944
Опель Блитц на марше

В ходе успешных действий Красной армии на Волге в 1942-1943 гг. было захвачено 80,5 тыс. машин. Причем 70% из них подлежали восстановлению. Однако к концу лета 1943 года, эвакуация трофейных автомобилей на автозаводы уже не производилась. Автопредприятия занимались ремонтом и обслуживанием отечественной и ленд-лизовской техники. Восстановлением вражеских автомобилей занимались фронтовые базы и мастерские. После ремонта они в первую очередь отправлялись в механизированные соединения.

Достоверно не известно сколько трофейных автомобилей служили в Красной армии. К концу войны в войсках их доля оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. автомобилей).

Opel Blitz в СССР

Opel Blitz 1944
Красноармейцы ремонтируют Opel Blitz, 1944 год

Следует отметить, что номенклатура автопарка вермахта была весьма и весьма разнообразной. Помимо автомобилей собственного производства у немцев имелись британские, французские, чехословацкие, итальянские и другие машины из разных стран Европы. Не отличались единообразием и немецкие автомобили. Перед началом войны в вермахте насчитывалось около 30 моделей грузовиков военного типа и множество разнообразных гражданских моделей. Все это усложняло поиск запасных частей и ремонт. На этом фоне небогатый советский грузовой автопарк, по сути состоящей из двух моделей: ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5, выглядел как благо.

Наиболее распространенным немецким грузовиком был трехтонный Opel Blitz 3,6-36S. По общей конструкции это автомобиль не стал откровением для наших механиков. Стандартный двухосный грузовик с задним или полным приводом и двухскатной ошиновкой задней оси. За двухместной цельнометаллической кабиной находилась бортовая платформа на которой можно было перевозит до 3 т грузов. Opel Blitz оснащался шестицилиндровым бензиновым двигателем рядного типа с карбюратором Solex и пусковым устройством. В отличие от отечественных грузовиков холодный запуск Опеля проходил без нажатия на педаль акселератора. Кроме того бортовое электрооборудование грузовика работало при напряжении 12В, в отличие от 6В на наших машинах. Подвеска классическая рессорная с гидравлическими амортизаторами, была довольно вынослива в наших условиях. Тормоза в отличие от советских машин с гидравлическим, а не механическим приводом.

В РККА Opel Blitz считался весьма комфортной и надежной машиной. Водители ценили его за просторную кабину закрытого типа и мягкий ход. Кроме того грузовик относительно безболезненно потреблял низкокачественный бензин и масло. При своевременном и грамотном техническом обслуживании Opel Blitz служил довольно долго, порой до конца войны, а после ее окончания он в немалых количествах пополнил гражданские автохозяйства.

В народном хозяйстве

Трофейные автомобили
Грузовик Opel Blitz на переправе, 1944 год

По мере того как армия начала насыщаться все большим количеством новых отечественных и ленд-лизовских грузовиков, трофейные машины постепенно списывались в пользу народного хозяйства. Первые партии грузовиков отправились в тыл уже в 1944 году, но основной поток пришелся на два послевоенных года. Opel Blitz осели в разных регионах СССР. В основном немецкие трехтонки можно было встретить в западных регионах СССР: Прибалтике, Белоруссии, Украине. Куда в меньших количествах они встречались в центральных областях РСФСР, а за Урал и на Дальний Восток попали и вовсе единицы.

Демобилизованные Opel Blitz зачастую представляли собой малопригодные к серьезной работе, давно выработавший свой ресурс автомобили. Они восстанавливались с применением советских и немецких узлов и агрегатов, причем различных марок. К концу 1940-х едва ли можно было найти оригинальный Opel Blitz. Окончательно трофейные трехтонки исчезли из автохозяйств к середине 1950-х, к тому времени их сменили куда более совершенные отечественные ГАЗ-51 и ЗИС-150.