TAM (Tovarno avtomobilov Maribor): грузовые автомобили Югославии

TAM (Tovarno avtomobilov Maribor): грузовые автомобили Югославии

15 февраля 2022 0 Автор autohs.ru

В отличие от других социалистических стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) Югославия имела свое уникальное экономическое устройство. В стране процветал удивительный гибрид рыночной и плановой экономики, где государство практически никак не вмешивалось в экономику, а регулирование происходило посредством децентрализованной системы объединённых организаций труда. Не будем вдаваться в экономические теории, отметим лишь то, что местные производители активно взаимодействовали с капиталистическими фирмами. Данное обстоятельство непосредственным образом повлияло на развитие всего югославского автопрома, и на Мариборский автозавод TAM (Tovarno avtomobilov Maribor) — в частности.

TAM (Tovarno avtomobilov Maribor)

Югославский грузовой автомобиль
Первая грузовик завода — ТАМ Pionir

История Мариборского автозавода происходит к 1942 году, когда немцы решили организовать производство авиационных двигателей Messerschmitt в небольшом городе Марибор, что на востоке Словении. В 1944 году завод серьезно пострадал от бомбардировок союзников. Тем не менее на предприятии сохранилась часть производственных корпусов и оборудования, которое позволило возобновить работу предприятия, на этот раз в качестве автомобильного завода. 31 декабря 1946 года завод получил официальное наименование — Tovarno avtomobilov Maribor, а в 1947 году он выпустил свой первый грузовик — TAM Pionir.

TAM Pionir выпускался по лицензии Чехословацкого завода Praga и являл собой двухосный заднеприводный грузовик грузоподъемностью 3 тонны. Он оборудовался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 67 л.с. В то время как оригинальный Praga RN закончил свой конвейерный путь еще в 1953 году, его югославский собрат выпускался вплоть до 1962 года. Pionir славился высокой надежностью и именно на его хрупкие плечи легла вся тяжесть послевоенного восстановления Югославской республики.

TAM (Tovarno avtomobilov Maribor): грузовые автомобили Югославии
TAM 5000

Довольно быстро TAM стал ведущим грузовым автозаводом Югославии. В 1957 году он заключил контракт с западногерманской фирмой Klöckner-Humboldt-Deutz на лицензионное производство 4,5-тонных грузовиков Magirus-Deutz S4500 с двигателем воздушного охлаждения. Любопытно, что S4500 разрабатывался для вермахта для работы в сложных климатических условиях восточного фронта. Как бы то ни было, что прародитель, что югославский TAM 4500, слыли машинами очень надежными и выносливыми. Выпускались они в различных модификациях, в том числе и со всеми ведущими колесами, и в основном поставлялись в Югославскую Народную Армию.

Грузовики Югославии
TAM 2000

В начале 1960-х параллельно с выпуском лицензионных конструкций, завод освоил производство автомобилей собственной разработки. Первой ласточкой стал 2-тонный ТАМ 2000 1961 года. Грузовик с прогрессивной компоновкой типа кабина над двигателем, оснащался лицензионным дизельным двигателем Perkins мощностью 57 л.с. ТАМ 2000 или как его ласково называли Tamic стал наиболее массовой и популярной моделью Tovarno avtomobilov Maribor. Для Югославии по степени значимости 2000-й являлся тем же самым, что ГАЗ-53 для СССР. На его основе выпускались продовольственные фургоны, автовышки, самосвалы и пожарные автомобили. Грузовик был сработан настолько крепко, что выдерживал значительно больше двух тонн паспортной нагрузки. В целом модель получилась очень удачной и пережила не одну модернизацию.

В 1976 году ТАМ перешел на новую систему маркировки своих автомобилей. В результате ТАМ 2000 эволюционировал в ТАМ 60, а цифровое обозначение соответствовало мощности мотора. В 1979 году после установки более мощного 75-сильного мотора, индекс модели сменился на TAM 75. В таком виде автомобиль выпускался вплоть до конца 80-х.

TAM 260 А119
Автобус TAM 260 А119

Помимо грузовиков на заводе в Мариборе выпускались самые разнообразные автобусы. В 1989 году 450 югославских автобусов закупил Государственный комитет по иностранному туризму СССР. Основой контракта стали туристические 48-местные автобусы TAM 260 А119 с кузовом завода Avtomontaža. По отзывам советских водителей 12-метровые югославские лайнеры по комфортабельности нисколько не уступали венгерским Икарусам, а по динамике 260-сильные ТАМы на голову их превосходили.

Армейская серия

TAM 115
TAM 115

В 1975 году собственными силами завод запустил в серийное производство армейские грузовики TAM 110 и TAM 150. Первый представлял собой полноприводный двухосный 1,5-тонный грузовик с кабиной над двигателем и дизельным мотором мощностью 110 л.с. ТАМ 150 в свою очередь имел трехосное шасси (6х6) грузоподъемностью 3 т. Он оборудовался дизелем мощностью 150 л.с. Кроме того в зависимости от модификации автомобиль мог комплектоваться централизованной системой подкачки шин и лебедкой. Мосты, двигатели и коробки передач в новый ТАМах были все теми же — лицензионными копиями агрегатов Magirus-Deutz.

Югославские армейские грузовики могли похвастать отменной проходимостью и надежностью. Кабина этих автомобилей была выполнена в прямолинейном дизайне с максимальным использованием плоских кузовных панелей, отчего хорошо поддавалась бронированию. TAM 110 и TAM 150 широко применялись в военных конфликтах на Балканах, а также экспортировались на Ближний Восток.

TAM действует и поныне

TVM Marbus Vive
TVM Marbus Vive выпускался с 2008 по 2011 год

Завод Tovarno avtomobilov Maribor успешно работал вплоть до 1991 года, но после распада Югославии у предприятия начались финансовые трудности. В 1996 году автозавод ТАМ был преобразован в акционерное общество и разделен на 13 различных предприятий. Автосборочное подразделение было выделено в отдельную компанию — MPP Vozilla. Фирма находилась в глубоком кризисе, а счет произведенной продукции шел на десятки единиц в год.

В 2001 году словенское правительство реструктурировало компанию, попутно переименовав его в Tovarna Vozil Maribor. С этого момента завод переориентировался на выпуск автобусов на основе компонентов немецкого MAN. Сегодня под брендом TAM (Marbus) выпускаются городские, междугородние и туристические автобусы.