Alfa Romeo 164: история последней настоящей «Альфы»
29 августа 2025С самого начала своего появления марка Альфа-Ромео в своих автомобилях применяла весьма оригинальные и дорогие инженерные решения, что обеспечило ей всемирную славу и огромный успех в автогонках. За это она расплачивалась своим финансовым благополучием, перманентно коллапсируя на грани банкротства. В 1986 году, после очередного затяжного кризиса, фирма попала в руки могучего концерна Фиат и была вынуждена прибегнуть к более традиционным конструкциям. Одной из таких конструкций стала престижная Alfa Romeo 164, которая была основана на переднеприводной платформе Fiat Croma. Впрочем, несмотря на использование чужого шасси, на выходе у итальянских инженеров получился прекрасный автомобиль — достойный представитель гордого племени Alfa Romeo!
Alfa Romeo 164

В 1986 году Alfa Romeo попала под контроль Fiat и получила доступ к технологиям и техническим решениям огромного концерна, включавшего в себя такие знаменитые марки, как Ferrari, Lancia и Autobianchi. Поэтому, когда пришло время менять свой престижный флагман Alfa 6, инженеры Альфа-Ромео обратились к «закромам» материнской компании и нашли там весьма перспективное шасси (Tipo 4) с поперечно расположенным двигателем и передними ведущими колесами. Разработанное в кооперации с фирмами Lancia и Saab, оно имело все независимые подвески, реечное рулевое управление с гидравлическим усилителем и дисковые тормоза всех колес. Интересно, что каждый из производителей был волен сам выбирать вариант исполнения задней подвески. В частности, для 164-й модели инженеры Альфы выбрали не слишком дорогую, но весьма эффективную схему с амортизаторной стойкой, одним продольным и двумя поперечными рычагами.

Моторная линейка содержала четыре двигателя: базовый 2-литровый агрегат Twin Spark с двумя свечами зажигания и мощностью 148 л.с., его турбированный 175-сильный вариант, никому не интересный турбодизель на 117 л.с. и топовый 3-литровый V6 Busso на 184 л.с. Все они агрегатировались с 5-ступенчатой коробкой передач Fiat или 4-ступенчатым «автоматом» ZF.
В отличие от других соплатформенных моделей Saab 9000 и Lancia Thema, облик которых создали кудесники из ателье Italdesign, новинка от Альфа-Ромео получила собственный оригинальный внешний вид, сработанный Энрико Фумиа из Pininfarina. Для своей машины он выбрал весьма стремительный и элегантный образ с низким клиновидным носом и строгими боковинами. Несмотря на то, что технически 164-ка была основана на платформе Фиат, внешне это была стопроцентная Альфа.

Как и подобает машине престижного класса, Alfa Romeo 164 получила все необходимые комфортные опции. В топовой комплектации автомобиль можно было оснастить всевозможными электроприводами, удобными профилированными сиденьями из натуральной кожи, высококачественной аудиосистемой фирмы Pioneer, автоматическим климат-контролем с цифровой индикацией, антиблокировочной системой тормозов и т.д.
Неочевидный провал

Alfa Romeo 164 поступила на производство лишь в 1987 году, тогда как другие машины на платформе Tipo 4 выпускались вот уже несколько лет. Тем не менее с потребительской точки зрения новая Альфа оказалась весьма привлекательной машиной. Она имела великолепный внешний вид, отточенную управляемость и прекрасные динамические характеристики. Более того, в 1993 году на в продажу поступила модификация Alfa Romeo 164 Quadrifoglio 4, которая получила модифицированный двухвальный мотор V6 (232 л.с.) и, пожалуй, наиболее совершенную в своем классе полноприводную трансмиссию на основе межосевой дифференциала Viscomatic с электронным управлением. Разработанная австрийской компанией Steyr-Puch данная вискомуфта в зависимости от оборотов двигателя, положения рулевого колеса и показаний датчиков ABS могла перераспределять крутящий момент между осями, вплоть до того, что в определенных моментах Quadrifoglio могла становиться полностью заднеприводной.
Нельзя сказать, что «Centosessantaquattro» полностью провалилась в продажах, однако на фоне других «однокоренных» ее продажи были довольно скромными. Всего с 1987 по 1998 год своих покупателей нашли 275 тыс. автомобилей. Для сравнения, производственный тираж Lancia Thema составил 350 тыс. машин, Fiat Croma — 478 тыс., а Saab 9000, так и вовсе, разошелся по миру в количестве полумиллиона единиц! Впрочем, Альфа-Ромео в любом случае осталась не в накладе, ведь она смогла сохраниться как автопроизводитель, пусть и утратила значительную долю самостоятельности.

