BMW 340 (EMW 340) и другие советские БМВ

BMW 340 (EMW 340) и другие советские БМВ

25 декабря 2021 0 Автор autohs.ru

В первые послевоенные годы на улицах советских городов довольно часто можно было встретить автомобили с эмблемой БМВ. Абсолютно новые, окрашенные в черный цвет они неизменно привлекали внимание. Между тем несмотря на эмблему, машины эти выпускали вовсе не в Баварии, а в зоне советской оккупации — Тюрингии, на заводе в городе Айзенах.

Краткая история предприятия

Wartburg-Motowagen
Рекламный проспект Wartburg-Motowagen

Айзенахский автомобильный завод был основан крупным немецким промышленником Генрихом Эрхардом в 1896 году. Спустя два года фирма выпустила своей первый автомобиль Wartburg-Motowagen. Помимо машин завод выпускал неплохие велосипеды, мотоциклы и двигатели. Поначалу дела шли неплохо, однако к началу нового столетия наметился спад продаж и у компании начались финансовые проблемы. В результате Эрхард покинул завод, захватив с собой собственные патенты, а также лицензию на двигатель.

В 1904 году завод отказался от марки Wartburg, отныне вся продукция выпускалась под наименованием Dixi. Во время Первой мировой предприятие полностью переориентировалось на выпуск военной продукции. Из Айзенаха на фронт шли легковые автомобили, грузовики, прицепы, лафеты для артиллерийских орудий и тому подобное. Поражение в войне больно ударило по экономике Германии и последующее десятилетие фирма находилась на грани банкротства. В 1927 году, в надежде выправить свое положение, завод освоил лицензионное производство недорогих английских автомобилей Austin 7. Тем не менее спустя всего год, акционерное общество Dixi-Werke AG выкупил крупный производитель авиамоторов и мотоциклов — BMW (Bayerische Motoren Werke). Так в истории Айзенахского автозавода началась новая страница.

BMW 321

BMW 321
BMW 321

Вместе с заводом, БМВ досталась лицензия на производство Остин 7, как следствие в производственную программу фирмы вошли еще и автомобили. Первый БМВ поступил в продажу в декабре 1928 года под названием BMW Dixi 3/15. Почти полная копия Austin 7 продавалась относительно неплохо, но одному из лучших в стране производителей авиамоторов, претила сама суть по выпуску простых и маломощных автомобилей. Сформировав конструкторский отдел куда вошли талантливые инженеры из Мюнхена и Айзенаха, в БМВ началась разработка машины нового поколения с 6-цилиндровыми мотором. Первенец серии — BMW 303 поступил на производство в 1933 году. Стильную «двухдверку» оснастили передовым 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором рядного типа, мощностью 30 л.с. Агрегат получивший обозначение BMW M78 получился настолько удачным, что в различных модификациях с успехом выпускался вплоть до 1950 года.

BMW 327
Помимо 321-й модели в небольших количествах выпускали BMW 327 в кузове купе и кабриолет. Они также поставлялись в СССР

Впоследствии на основе BMW 303 выпустили множество различных автомобилей: BMW 315, BMW 319 и BMW 320 — все с 6-цилиндровыми моторами различной мощности. В 1938 году на заводе в Айзенахе собрали 8465 автомобилей, семи разных моделей. В том же году на производство поступил BMW 321, который являлся дальнейшим развитием 320-й модели.

BMW 321 предлагался в двух вариантах кузова — седан и кабриолет, оба в двухдверном исполнении. Конструктивно он напоминал своих предшественников, и для своего времени был весьма передовым. В его основе находилась лонжеронная рама, а ходовая часть была представлена независимой передней подвеской и рессорной задней. Тормоза всех колес барабанные, рулевой механизм самый прогрессивный — реечный. Двигатель, как и ранее, рядный 6-цилиндровый, с одним карбюратором выдавал 45 л.с. В такой конфигурации BMW 321 без каких либо проблем развивал 115 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 36 секунд.

Советские БМВ

Айзенахский автомобильный завод
Готовые 321-е покидают завод в Айзенахе, 1948 год

С 1941 года Баварские моторные заводы полностью переориентировались на производство военной продукции. На заводе в Айзенахе выпускались знаменитые мотоциклы BMW R75, унифицированные вездеходы BMW-325, пушки, лафеты и другая военная техника. В сентябре 1944 года предприятие подверглось массированной американской бомбардировке и было разрушен на 70%. Посл завершения войны, согласно решению Потсдамской конференции Айзенахский завод подлежал демонтажу и отправке в СССР.

Однако осенью 1945 года группа бывших рабочих, предложили маршалу Г.К.Жукову — главе советской военной администрации (СВАГ) вновь организовать производство автомобилей и мотоциклов. Георгий Константинович ответил согласием и уже начавшийся демонтаж оборудования был прекращен. По слухам на положительное решение повлиял новенький BMW 321, который собрали из довоенного задела запчастей и презентовали высокому военачальнику. Так или иначе, но 13 октября 1945 года вышел приказ «Об организации производства мотоциклов и автомобилей на заводе в городе Айзенах». Речь шла о моделях BMW R75 и BMW 321.

Айзенахский автомобильный завод
Сборка автомобилей на Айзенахском автозаводе, 1948 год

В ноябре того же года собрали первые 14 автомобилей. Все они были собраны в большинстве своем из довоенных запчастей. Для того чтобы организовать массовое производство, требовалось сырье, оборудование и серьезное финансирование. Для решения этих проблем, в августе 1945 года приказом СВАГ, Айзенахский завод был включен в состав советского акционерного общества Автовело. Его возглавляли советские руководители, финансирование также шло из Москвы, поэтому выпущенные на этом предприятии автомобили и мотоциклы можно с уверенностью называть советскими.

Массовый выпуск автомобилей сумели наладить в 1947 году, и по меркам послевоенной Германии был он немалым: 1947 год — 2035 единиц, 1948 — 2398, 1949 — 2734. Все машины носили традиционную бело-синюю эмблему БМВ. Большинство из них по репарации отправлялись в Советский Союз, где пользовались немалым успехом. БМВ 321 хвалили за высокую надежность, интересный дизайн и передовую конструкцию. Кроме того к достоинствам относили приемистый, хорошо уравновешенный двигатель, синхронизированную на третьей и четвертых передачах МКПП, энергоемкую подвеску с централизованной системой смазки и очень точное рулевое управление.

BMW 321 успешно выпускался до 1950 года. Всего в послевоенный период построили 8996 автомобилей, на 5182 единиц больше чем до войны.

BMW 340

BMW 340
BMW 340

Амбиции инженеров из Айзенаха одной моделью не ограничивались. В октябре 1949 года они запустили в производство новый BMW 340. Автомобиль стал крупнее во всех направлениях и получил четырехдверный кузов типа седан с очень прогрессивным обтекаемым дизайном и интегрированными в крылья фарами. По конструкции он не сильно ушел от предшественника, хотя были и изменения. Так место рессорной задней подвески заняла торсионная с системой реактивных рычагов. Двухлитровый двигатель BMW M78 получил второй карбюратор от чего его мощность увеличилась до 55 л.с.

В 1952 году на головном заводе в Мюнхене, что остался в американской зоне оккупации, наладили производство своего первого послевоенного автомобиля — BMW 501. В результате сложилась интересная ситуация — в мире выпускались автомобили под одной маркой на различных предприятиях, которые юридически друг к другу уже не имели никакого отношения. Ситуация стала еще более пикантной когда BMW 340 помимо поставок в СССР начали экспортировать в Финляндию и Скандинавию, где 501-й также продавался. Таким образом в этих странах продавались два BMW — капиталистический и социалистический. Причем последний был заметно дешевле!

BMW 340 1949
Решетка радиатора 340-го не имела традиционных «ноздрей»

Естественно баварцы с такой ситуацией мирится не собирались и подали на бывших коллег в суд. После череды судебных тяжб восточным немцам пришлось отказаться от названия и логотипа BMW. Отныне завод назывался EMW (Eisenacher Motorenwerk). Тем не менее в СССР продукция EMW по-прежнему пользовалась уважением. Как и 321-я модель, BMW 340 в основном использовался на государственной службе и лишь незначительная часть попала в частные руки. Всего с 1949-го по 1955 год было выпущено 21250 автомобилей. Две трети из них отправились в Советский Союз.

После изменения политико-экономической ситуации, в 1952 году все предприятия АО Автовело передали в распоряжение правительства ГДР. Впоследствии новые руководители Айзенахского автозавода решили возродить свою историческую марку — Wartburg. С 1955 года предприятие выпускало автомобили под этим названием. После объединения Германии, завод из Тюрингии не смог составить конкуренции западногерманским маркам и в 1991 году был ликвидирован.