Fiat 124 Spider 1966-1985: легендарный родственник «Жигулей»

Fiat 124 Spider 1966-1985: легендарный родственник «Жигулей»

01 марта 2023 0 Автор autohs.ru

Глядя на Fiat 124 Sport Spider с трудом признаешь в этом автомобиле исходный Fiat 124 — суть наш ВАЗ-2101. Стильный двухдверный кузов дизайна Pininfarina, надежно скрыл не самую передовую механику «итальянских Жигулей». Тем не менее Sport Spider считался одним из лучших кабриолетов своего времени и выпускался на протяжении двух десятков лет!

Fiat 124 Sport Spider

Fiat 124
Fiat 124 — прародитель нашего ВАЗ-2101 и Sport Spider

К середине 1960-х Фиат после ряда поглощений и слияний стал крупнейшим автопроизводителем в Европе. В 1966 году на производство поступил Fiat 124 — легендарный седан, прародитель нашего ВАЗ-2101 и победитель престижного конкурса «Автомобиль 1967 года». Машина эта была не самая передовая с нижневальным двигателем и зависимой задней подвеской, зато достаточно дешевая и практичная, собственно поэтому и стала популярной.

Fiat 124 Spider
Трудно поверить, что под скорлупой этого элегантного кузова скрывается «итальянский Жигуль» Фиат 124. На фото Sport Spider первой серии

Первоначальный коммерческий успех породил планы по расширению 124-го семейства. В гамму решили добавить пятидверный универсал и… спортивные двухдверные модели Sport Coupe и Sport Spider. Итальянцам было очевидно, что стандартный 124-й мотор объемом 1,1 л мощностью 60 л.с. для машин с приставкой «Спорт» окажется слабоват, поэтому двигатель серьезно реконструировали. Над ним поработал признанный мастер, создатель многих легендарных двигателей Ferrari — Аурелио Лампреди. Он расточил чугунный блок цилиндров до 1438 см3, а сверху его прикрыл оригинальной головкой блока цилиндров с двумя распредвалами и шатровой камерой сгорания. При степени сжатия 8,9 и сдвоенном карбюраторе Weber, двигатель Fiat 124 Spider развивал вполне внушительные 90 л.с. Агрегат получился настолько удачным, что за 40 лет эволюции он успел побывать практически во всех автомобилях Фиат и выиграть с десяток титулов в ралли.

Двигатель Фиат 124
Схема модернизированного двигателя Фиат 124

К мотору инженеры пристыковали коробку передач от Фиат 124, при этом добавили дополнительную пятую передачу и изменили передаточные числа остальных передач. Кроме того незначительно переработали заднюю подвеску: вместо архаичной схемы с тремя штангами установили более прогрессивную конструкцию на пяти штангах. Такая же подвеска, кстати, применялась и на нашей «копейке». В остальном по технике Fiat 124 Spider от исходного Fiat 124 не отличался — сохранились и дисковые тормоза всех колес и речное рулевое управление.

Fiat 124 Spider 1966

Зато внешне изменения были кардинальные. Экстерьер спортивного Спайдера разработал величайший дизайнер Том Чарда из Пининфарины. Он нарисовал изящный кузов с плавными обводами, чистыми боковыми панелями и слегка заостренной передней маской с круглой светотехникой. Не в последнюю очередь гармоничный образ сложился благодаря уменьшенной на 140 мм колесной базе. Формально автомобиль считался 4-местным, однако сзади могли поместиться разве что дети. Чтобы сделать открытый несущий кузов достаточно жестким, конструкторы увеличили высоту порогов и добавили мощную заднюю поперечину. Благодаря этому Fiat 124 Sport Spider по прочности и жесткости кузова не уступал Fiat 124, при этом был всего на 50 кг тяжелее. Вообще за счет высокой весовой культуры, кабриолет обладал довольно неплохими динамическими данными: до 100 км/ч он разгонялся за 12,3 секунды, а его максимальная скорость достигала 170 км/ч.

20 лет на производстве

Фиат 124 Спорт Спайдер от Pininfarina
Spider последних годов выпуска от ателье Pininfarina

Fiat 124 Spider представили на 48-м Туринском автосалоне в ноябре 1966 года. В том же году он пошел в производство. Простая и массовая конструкция 124-го Фиата предопределила относительно невысокую стоимость машины. В США автомобиль предлагался по цене в 2800$ (около 21000 долларов в современном эквиваленте). На то время Спайдер считался самым доступным кабриолетом с двухвальным мотором и дисковыми тормозами всех колес.

Помимо низкой цены, высокой популярности модели способствовали регулярные победы в соревнованиях. С 1972 по 1975 год подготовленный Fiat 124 Abarth Rally, в Чемпионате мира по ралли занимал второе место в зачете производителей, уступая лишь Alpine A110.

Fiat 124 Abarth
Омологированная версия Fiat 124 Abarth оснащалась двигателем 1,8 л мощностью 128 л.с. С ним до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 10,1 секунды

Параллельно шла модернизация машины — улучшалось оснащение, росла мощность двигателя. На излете производства в 1981 году мощность Спайдера составляла 135 л.с., а рабочий объем двигателя достиг двух литров. К тому времени Fiat 124 Spider стал самым успешным автомобилем в истории фирмы Pininfarina, и когда Fiat решил завершить выпуск 124-го кабриолета, ателье продолжило изготовлять машины на собственных мощностях, аж до 1985 года! Случай в истории мирового автопрома хоть и не уникальный, но довольно редкий. Всего успели выпустить 210 тысяч автомобилей.

Технические характеристики Fiat 124 Sport Spider

Тип кузовакабриолет
Годы выпуска1966-1985
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см31438
Наименование двигателя (мощность л.с.)124AC (90)
Приводзадний
Колесная база, мм2280
Длина, мм3969
Ширина, мм1613
Высота, мм1251
Снаряженная масса, кг930