
Fiat 124 Spider 1966-1985: легендарный родственник «Жигулей»
01 марта 2023Глядя на Fiat 124 Sport Spider с трудом признаешь в этом автомобиле исходный Fiat 124 — суть наш ВАЗ-2101. Стильный двухдверный кузов дизайна Pininfarina, надежно скрыл не самую передовую механику «итальянских Жигулей». Тем не менее Sport Spider считался одним из лучших кабриолетов своего времени и выпускался на протяжении двух десятков лет!
Fiat 124 Sport Spider
К середине 1960-х Фиат после ряда поглощений и слияний стал крупнейшим автопроизводителем в Европе. В 1966 году на производство поступил Fiat 124 — легендарный седан, прародитель нашего ВАЗ-2101 и победитель престижного конкурса «Автомобиль 1967 года». Машина эта была не самая передовая с нижневальным двигателем и зависимой задней подвеской, зато достаточно дешевая и практичная, собственно поэтому и стала популярной.
Первоначальный коммерческий успех породил планы по расширению 124-го семейства. В гамму решили добавить пятидверный универсал и… спортивные двухдверные модели Sport Coupe и Sport Spider. Итальянцам было очевидно, что стандартный 124-й мотор объемом 1,1 л мощностью 60 л.с. для машин с приставкой «Спорт» окажется слабоват, поэтому двигатель серьезно реконструировали. Над ним поработал признанный мастер, создатель многих легендарных двигателей Ferrari — Аурелио Лампреди. Он расточил чугунный блок цилиндров до 1438 см3, а сверху его прикрыл оригинальной головкой блока цилиндров с двумя распредвалами и шатровой камерой сгорания. При степени сжатия 8,9 и сдвоенном карбюраторе Weber, двигатель Fiat 124 Spider развивал вполне внушительные 90 л.с. Агрегат получился настолько удачным, что за 40 лет эволюции он успел побывать практически во всех автомобилях Фиат и выиграть с десяток титулов в ралли.
К мотору инженеры пристыковали коробку передач от Фиат 124, при этом добавили дополнительную пятую передачу и изменили передаточные числа остальных передач. Кроме того незначительно переработали заднюю подвеску: вместо архаичной схемы с тремя штангами установили более прогрессивную конструкцию на пяти штангах. Такая же подвеска, кстати, применялась и на нашей «копейке». В остальном по технике Fiat 124 Spider от исходного Fiat 124 не отличался — сохранились и дисковые тормоза всех колес и речное рулевое управление.
Зато внешне изменения были кардинальные. Экстерьер спортивного Спайдера разработал величайший дизайнер Том Чарда из Пининфарины. Он нарисовал изящный кузов с плавными обводами, чистыми боковыми панелями и слегка заостренной передней маской с круглой светотехникой. Не в последнюю очередь гармоничный образ сложился благодаря уменьшенной на 140 мм колесной базе. Формально автомобиль считался 4-местным, однако сзади могли поместиться разве что дети. Чтобы сделать открытый несущий кузов достаточно жестким, конструкторы увеличили высоту порогов и добавили мощную заднюю поперечину. Благодаря этому Fiat 124 Sport Spider по прочности и жесткости кузова не уступал Fiat 124, при этом был всего на 50 кг тяжелее. Вообще за счет высокой весовой культуры, кабриолет обладал довольно неплохими динамическими данными: до 100 км/ч он разгонялся за 12,3 секунды, а его максимальная скорость достигала 170 км/ч.
20 лет на производстве
Fiat 124 Spider представили на 48-м Туринском автосалоне в ноябре 1966 года. В том же году он пошел в производство. Простая и массовая конструкция 124-го Фиата предопределила относительно невысокую стоимость машины. В США автомобиль предлагался по цене в 2800$ (около 21000 долларов в современном эквиваленте). На то время Спайдер считался самым доступным кабриолетом с двухвальным мотором и дисковыми тормозами всех колес.
Помимо низкой цены, высокой популярности модели способствовали регулярные победы в соревнованиях. С 1972 по 1975 год подготовленный Fiat 124 Abarth Rally, в Чемпионате мира по ралли занимал второе место в зачете производителей, уступая лишь Alpine A110.
Параллельно шла модернизация машины — улучшалось оснащение, росла мощность двигателя. На излете производства в 1981 году мощность Спайдера составляла 135 л.с., а рабочий объем двигателя достиг двух литров. К тому времени Fiat 124 Spider стал самым успешным автомобилем в истории фирмы Pininfarina, и когда Fiat решил завершить выпуск 124-го кабриолета, ателье продолжило изготовлять машины на собственных мощностях, аж до 1985 года! Случай в истории мирового автопрома хоть и не уникальный, но довольно редкий. Всего успели выпустить 210 тысяч автомобилей.
Технические характеристики Fiat 124 Sport Spider
Тип кузова | кабриолет |
---|---|
Годы выпуска | 1966-1985 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1438 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | 124AC (90) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2280 |
Длина, мм | 3969 |
Ширина, мм | 1613 |
Высота, мм | 1251 |
Снаряженная масса, кг | 930 |