Fiat 130 Berlina: последний престижный автомобиль Фиат

Fiat 130 Berlina: последний престижный автомобиль Фиат

03 августа 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В автомобильной истории марка Фиат известна как производитель наиболее простых и доступных микролитражных автомашин. Однако не раз и не два итальянская фирма предпринимала неудачные попытки выйти в сегмент более престижных и дорогих автомобилей. Последняя состоялась в 1969 году, когда дебютировал Fiat 130 Berlina — крупный комфортабельный седан с превосходными техническими характеристиками…

Fiat 130 Berlina

Фиат 130
Фиат 130 имел весьма сдержанный и строгий образ, с передней облицовкой в стиле американских машин середины 1960-х

К концу 1960-х концерн Фиат являл собой мощнейшее автомобилестроительное предприятие, ежегодно производящее 1,4 млн автомобилей на 30 заводах по всему миру. Успешная сделка с СССР и поглощение марок Lancia и Ferrari превратило Fiat в четвертого крупнейшего автопроизводителя в мире с годовым оборотом в 2 млрд. долларов. В столь благоприятных финансовых условиях, Джованни Аньелли — легендарный руководитель и символ всех недавних завоеваний компании, инициировал разработку нового престижного седана, способного на равных побороться с такими грандами, как Mercedes-Benz и BMW.

Передняя подвеска Фиат 130
Передняя подвеска Fiat 130 Berlina — имела весьма необычную конструкцию

Работы стартовали в 1963 году. Они велись командой опытных специалистов под руководством Данте Джакозы — выдающегося итальянского конструктора и создателя Fiat 500 и 600. Джакоза пошел по традиционному пути и выбрал классическую заднеприводную, переднемоторную компоновочную схему. При этом конструкция шасси отличалась инженерными решениями, более присущими спортивным автомобилям. Так, спереди была смонтирована не совсем стандартная подвеска МакФерсон, в которой в качестве упругих элементов использовались длинные продольные торсионные валы. Их концы устанавливались в поперечину, закрепленную к кузову через резиновые подушки. Сами торсионы сделали регулируемыми, при необходимости, путем поворота специальных эксцентриков, их характеристики на скручивание можно было изменять. Заднюю независимую подвеску на косых продольных рычагах и винтовых пружинах позаимствовали у знаменитой Ferrari Dino, а тормоза выбрали самые прогрессивные — дисковые на всех колесах и с вакуумным усилителем. Не поскупились и на рулевое управление — установили регулируемую травмобезопасную рулевую колонку с гидроусилителем ZF.

Шасси Fiat 130
Шасси Fiat 130

Не менее интересным выглядел двигатель, созданный выдающимся мотористом — выходцем из Феррари, Аурелио Лампреди. Специально для Fiat 130 он спроектировал 6-цилиндровый V-образный мотор с шатровыми камерами сгорания и алюминиевыми двухвальными ГБЦ с ременным приводом ГРМ. При рабочем объеме 2,9 л двигатель выдавал 140 л.с. и 220 Нм крутящего момента. В паре со стандартным 3-ступенчатым «автоматом» Borg-Warner такой силовой блок обеспечивал Фиат 130 вполне приличную динамику: до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 13,5 сек., а его максимальная скорость составляла 180 км/ч.

Fiat 130 Interior
Дорестайлинговая версия интерьера выглядела весьма строго и лаконично. Из штатных приборов: спидометр, тахометр, указатели температуры воды и давления масла, указатель уровня топлива, индикаторное табло радиоприемника и часы

Облик нового престижного Фиата нарисовал штатный дизайнер фирмы Джан Паоло Боано. Для 130-го он выбрал нарочито простой, элегантный и солидный стиль с профилированными боковинами и большими стеклами. На передке автомобиля красовалась огромная хромированная радиаторная решетка с обратным наклоном и четырьмя круглыми фарами. Заявленная во внешности строгая стилистика получила продолжение и в салоне. Там располагалась вытянутая передняя панель с мягкой верхней накладкой и вписанными в нее прямоугольными контрольными приборами. Обивки сидений были выполнены из натуральной кожи или велюра, а в качестве дополнительных опций покупателям были доступны кондиционер и кассетная аудиосистема.

Последний Фиат престижного класса

В салоне Фиат 130
После рестайлинга 1963 года интерьер значительно видоизменился и получил традиционную переднюю панель с круглыми приборами и деревянную фанеровку

Дебют Fiat 130 Berlina состоялся в марте 1969 года на 39-м автосалоне в Женеве. Публика встретила новинку довольно сдержанно, совершенно не ожидая от Фиата — производителя доступных и массовых малолитражных машин, столь дорогую модель. Стоимость новинки составила 3,1 млн итальянских лир, тогда как обычный Fiat 124 в то время стоил 1,12 млн лир. В общем, дела с самого начала не задались, и за первый год своих покупателей нашли всего 3 тыс. автомобилей. В качестве экстренной меры, всего через три года после начала продаж, итальянцы выпустили рестайлинговую модель, в которой полностью переработали дизайн интерьера, а мощность двигателя довели до 160 л.с.

Fiat 130 Coupe
Апогеем развития 130-й серии стал Fiat 130 Coupe, облик которого создали в дизайн-ателье Pininfarina

Последним аргументом в битве за покупателя стало роскошное купе Fiat 130 Coupe 1971 года созданное в сотрудничестве с ателье Pininfarina. Впрочем, эта модель требует отдельного рассказа. Что же касается базового седана, его производство завершили в 1976 году на отметке в 15 093 единиц. Более концерн Фиат престижных автомобилей под собственной маркой не выпускал, сосредоточившись на развитии брендов Lancia и Ferrari.