Все советские автомобили представительского класса

Все советские автомобили представительского класса

07 августа 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Советская автомобильная промышленность в основном специализировалась на производстве грузовых и простых, массовых микролитражных легковых автомобилей. Тем не менее в производственной программе наших автозаводов значились и достаточно совершенные машины высшего класса. В этой статье мы кратко расскажем про все советские автомобили представительского класса.

ЗИС-101

ЗИС-101
ЗИС-101

Первый массовый советский автомобиль высшего класса появился в 1936 году. Машина была разработана на основе американского Buick-32-90 силами специалистов Московского автозавода им. Сталина. Для советского автомобилестроения ЗИС-101 стал автомобилем знаковым, вобравшим в себя все самые передовые технические решения. Так, впервые в отечественной практике в конструкции 101-го был применен рядный верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. Кроме того, автомобиль получил штатный отопитель и комфортабельный кузов лимузин с опускающейся вручную стеклянной перегородкой.

Все представительские ЗИСы использовались как служебные машины для перевозки государственных чиновников и представителей научной и художественной элиты. Всего с 1936-го по 1940 год было изготовлено 8753 экземпляра ЗИС-101 и его модификаций.

ЗИС-110

ЗИС-110 1945
ЗИС-110

В 1942 году, в самый разгар войны, правительство инициировало разработку следующего представительского автомобиля ЗИС-110. Его серийное производство стартовало сразу после окончания войны, и фактически он стал первым послевоенным автомобилем советского производства. ЗИС-110 получил просторный, комфортабельный кузов, рядный 8-цилиндровый 140-сильный мотор с боковыми клапанами и гидрокомпенсаторами, независимую переднюю подвеску, электрогидравлические стеклоподъемники и гипоидную главную передачу.

В салоне автомобиля ЗИЛ
Штатный ламповый радиоприемник ЗИС-110 обозначался как А-695 и имел пять диапазонов частот

Помимо базового седана, имелось несколько модификаций: кабриолет с мягким верхом ЗИС-110Б и бронированный лимузин ЗИС-115. Кроме того, МосЗИС в инициативном порядке вел разработку полноприводного ЗИС-110Ш, однако серийного воплощения этот автомобиль так и не получил.

Производство ЗИС-110 завершилось в 1958 году. Всего было изготовлено 2089 единиц.

ЗИЛ-111

ЗИЛ-111
ЗИЛ-111

В 1958 году на свет появился экспериментальный ЗИЛ-111. Он являл собой шасси ЗИС-110 с совершенно новым кузовом, выполненным в стилистике заокеанского Packard Caribbean. Помимо нового кузова, в автомобиле нашел применение новый 8-цилиндровый V-образный верхневальный мотор мощностью 200 л.с., сблокированный с автоматической 2-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, ЗИЛ-111 стал первым отечественным автомобилем, оборудованным штатными электростеклоподъемниками и кондиционером.

ЗИЛ-111 стал переходной моделью и массового воплощения не получил. В 1958-1962 гг. собрали около 80 экземпляров.

ЗИЛ-114

Советские автомобили представительского класса
На ЗИЛ-114 устанавливались специальные шины с очень жесткими боковинами, которые позволяли двигаться даже при их повреждении

До появления ЗИЛ-114 все советские автомобили представительского класса имели заимствованный дизайн. В случае с новой машиной от этой практики отошли и создали оригинальный кузов со строгими прямолинейными формами с минимальным внешним декором. По уровню комфорта и оснащения 114-й на голову превосходил предшественника. Он оборудовался эффективной климатической установкой, атермальными стеклами, стеклоподъемниками дверей и внутренней перегородки, центральным замком и кнопочным селектором управления автоматической коробкой передач.

В салоне ЗИЛ-114
В салоне ЗИЛ-114 преобладали простые прямоугольные формы, деревянная фанеровка и сиденья с отделкой из натуральной кожи

Под скорлупой элегантного кузова скрывалось весьма совершенное шасси с независимой бесшкворневой передней подвеской, новым двигателем V8 на 300 л.с., 2-ступенчатой АКПП и дисковыми тормозами всех колес. Несмотря на внушительные размеры (6,3 м в длину и 2,07 м в ширину) и массу в 3085 кг, ЗИЛ-114 был весьма динамичной машиной, до 100 км/ч он разгонялся за 13,5 сек., а его максимальная скорость достигала 190 км/ч.

ЗИЛ-114 использовался для перевозки членов Политбюро, а в кортеже Генерального секретаря помимо стандартного лимузина присутствовал универсал ЗИЛ-114ЕА медицинской службы. До 1977 года было изготовлено 113 машин.

ЗИЛ-117

ЗИЛ-117
ЗИЛ-117

ЗИЛ-117 являлся укороченной до 5,7 м версией ЗИЛ-114. В основном он применялся как автомобиль охраны и за счет меньшего веса (2880 кг) развивал скорость в 200 км/ч. Помимо базовой модификации, в небольших количествах выпускались версии ЗИЛ-117Е с экранированным электрооборудованием и парадный ЗИЛ-117В с 2-дверным открытым кузовом.

Всего было изготовлено 73 экземпляра.

ЗИЛ-4104

ЗИЛ-4104
ЗИЛ-4104

Дальнейшим развитием 114-й модели стал появившийся в 1978 году ЗИЛ-4104. В техническом плане от предшественника он почти не отличался, разве что на 15 л.с. увеличили мощность, да внедрили 3-ступенчатую АКПП. Серьезно изменили внешность. Автомобиль сохранил монументальные прямолинейные формы, однако на переднем фасаде появилась массивная радиаторная решетка с горизонтальными прорезями. За комфорт пассажиров теперь отвечала более производительная климатическая установка и стереофонический радиоприемник с шестью динамиками.

В дополнение к базовой версии малыми сериями выпускались универсал ЗИЛ-41042, кабриолет ЗИЛ-41044, бронированный ЗИЛ-4105 и ЗИЛ-41043 с аппаратурой спецсвязи. Все эти машины собирались вручную в специальном цехе завода им. Лихачева.

Советские автомобили представительского класса
ЗИЛ-41047 получил обновленный передок с прямоугольными фарами

После модернизации в 1985 году, в ходе которого незначительно изменилась внешность и отделка салона, автомобиль получил индекс ЗИЛ-41047. В таком виде он выпускался до 2003 года. Всего было выпущено 153 автомобиля.

Советские автомобили представительского класса

Кроме вышеозначенных выше моделей, автомобили престижного, но формально более низкого ранга, выпускал и Горьковский автозавод. На счету этого предприятия несколько знаковых моделей, известных под собственным именем Чайка. Впрочем, об этих машинах мы обстоятельно расскажем в отдельной статье.