
История Volkswagen SP2, самого красивого Фольксвагена
10 октября 2024Немецкая автомобилестроительная компания Фольксваген вошла в историю как производитель самого массового, практичного и дешевого «народного автомобиля», за свою специфическую внешность получившего прозвище Жук. Этот простой автомобильчик дал жизнь первому спорткару Porsche, небольшому грузовичку Transporter, элегантному купе Karmann-Ghia и множеству других менее известных машин. В начале 1970-х на базе Жука был создан весьма эффектный, приземистый спортивный автомобиль Volkswagen SP2, который коммерческого успеха не снискал, но заслужил славу одного из самых красивых автомобилей марки Фольксваген. При этом разработан и выпущен SP2 был не в Германии, а в Бразилии!
Volkswagen Karmann-Ghia TC
Бразильское подразделение Volkswagen do Brasil образовалось в 1953 году, после того как местное правительство ввело жесткие, фактически запретительные, пошлины на импорт готовых автомобилей. В результате этих мер, кроме Volkswagen, свои сборочные производства в Бразилии открыли фирмы Fiat, Renault, Ford и General Motors. Главным немецким оружием в этой начавшейся конкурентной борьбе стал хорошо всем известный Фольксваген Жук. Он имел полноценный 4-местный салон, незамысловатую и дешевую в обслуживании конструкцию и наиболее полным образом удовлетворял чаяния простых автолюбителей по обе стороны океана.
В 1957 году на заводе в Сан-Паулу началось производство фургона VW Transporter T1, а два года спустя локализация базового VW Beetle достигла рекордных 95%. В 1961 году Фольксваген стал крупнейшим в Бразилии производителем автомобилей и ежегодно выпускал 47 тыс. машин.
На фоне этих успехов руководитель Volkswagen do Brasil Фридрих Шульц-Венк (кстати, бывший нацист, член НСДАП с 1931 года) распорядился организовать в Бразилии производство флагмана немецкой марки — элегантного купе Volkswagen Karmann-Ghia. В основе этой машины лежала платформа Volkswagen Beetle 1600, с барабанными тормозами, всеми независимыми торсионными подвесками и оппозитным мотором воздушного охлаждения мощностью 54 л.с.
В ходе адаптации к местному производству облик автомобиля претерпел значительные изменения. В отличие от немецкого прототипа, бразильский вариант Karmann-Ghia TC (Touring Coupe) получил более широкий кузов типа фастбек с высокой кабиной, обновленным передком с функциональным фальшрадиатором и элегантным, приплюснутым к низу задком с огромными фонарями. Салон автомобиля был выполнен по посадочной схеме 2+2 с полноценными передними сиденьями и неудобной «скамьей» со складывающейся спинкой.
Производство бразильского Karmann-Ghia завершилось одновременно с немецким оригиналом в 1975 году. Всего было изготовлено 18 116 автомобилей.
Volkswagen SP2
Несмотря на крайне ограниченный коммерческий успех, новый руководитель бразильского отделения VW, Рудольф Лейдинг, настоял на разработке следующего 2-дверного спортивного автомобиля. На эту работу он подрядил группу местной молодежи из числа инженеров бразильского филиала. В короткие сроки эти талантливые и очень амбициозные специалисты подготовили эскизный проект, а затем и макет будущего автомобиля, известного под кодовым названием Coupe X.
В 1972 году проект получил серийное воплощение в виде 2-дверного купе под названием Volkswagen SP1 (São Paulo). В его основании находилось хорошо знакомое по Karmann-Ghia TC заднемоторное шасси со всеми независимыми подвесками и мотором на 1,6 л. Автомобиль имел крайне привлекательный приземистый силуэт с вытянутым передком и скругленным хвостовым завершением по бокам от которого находились функциональные воздухозаборники, намекающие на значительный потенциал силовой установки. На деле Volkswagen SP1 довольствовался все тем же маломощным 54-сильным мотором предшественника и едва разгонялся до 149 км/ч, а для достижения 100 км/ч автомобилю требовались долгие 16 сек.
Как следствие, одновременно с модификацией SP1 на производство поступил и более мощный вариант SP2, оборудованный 1,7-литровым оппозитным мотором на 65 сил. С этим агрегатом он развивал уже 160 км/ч, а отметку в 100 км/ч преодолевал за 15 сек. Впрочем, даже с такой силовой установкой автомобиль своей стремительной внешности не соответствовал, отчего в народе получил обидное прозвище «sem potência» (с португальского «немощный»).
В 1974 году ввиду малого спроса, на отметке 88 выпущенных экземпляров, Volkswagen SP1 сняли с производства. Два года спустя такая же участь постигла версию SP2, производственный тираж которой к тому моменту составил немногим больше 10 тыс. машин. Основными причинами коммерческих неудач стали плохие, не соответствующие концепции, технические характеристики и высокая стоимость. За Volkswagen SP2 дилеры просили 29 700 крузейро (национальная валюта Бразилии до 1994 года), примерно столько же стоили два новеньких Жука местного производства.
За пределами Бразилии Volkswagen SP2 распространения практически не получил. Около 700 машин попало в Африку, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Как минимум один автомобиль находится в заводском музее Volkswagen в Вольфсбурге. Сегодня бразильские «спорткары» Karmann-Ghia TC, SP1 и SP2 пользуются устойчивым спросом среди коллекционеров, а их цена может достигать 50 тыс. долларов.