История автомобиля Austin Healey Sprite

История автомобиля Austin Healey Sprite

08 октября 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Фамилию английского конструктора Дональда Хили можно встретить с самыми разными автомобильными марками, причем не только с британскими. И всякий раз эта фамилия самым благоприятным образом влияла на выпускаемые под этой самой маркой автомобили. Одно дело, скажем, просто Nash, а совершенно иное — Nash Healey, а Austin Healey Sprite, несмотря на свою «игрушечную» внешность, так и вовсе считался одним из лучших британских автомобилей в истории…

Дональд Хили — талантливый британский конструктор

Donald Healey
Дональд Хили рядом со своим самым известным автомобилем Austin Healey 100

Дональд Хили родился в 1898 году. С самого раннего детства он заинтересовался техникой, а после окончания инженерного колледжа устроился в авиастроительную фирму Sopwith. В разгар Первой мировой войны, как только ему исполнилось 16 лет, он поступил на службу в Королевские Военно-Воздушные силы. После окончания войны и демобилизации, Хили открыл собственную мастерскую, где переделывал обычные автомобили в спортивные и участвовал на них в гонках. Вскоре, талантливый конструктор и вполне успешный гонщик, устроился в фирму Триумф (Triumph), где сконструировал знаменитый легкий спортивный автомобиль Dolomite. С началом новой войны Дональд Хили перешел в компанию Humber Limited, в которой строил легкие штабные и разведывательные бронемашины.

Поворотным в судьбе конструктора стал 1945 год, когда он основал собственную фирму по изготовлению достаточно крупных легковых автомобилей престижного класса. На них использовались самые разнообразные агрегаты, вплоть до 8-цилиндровых моторов Cadillac. В 1951 году Хили заключил соглашение с американской компанией Nash о поставке 6-цилиндровых двигателей, так на свет появились знаменитые скоростные грантуреры Nash-Healey.

Austin Healey Sprite

Austin Healey Sprite Mk1
Austin Healey Sprite Mk1 имел смешную внешность с крупными, сближенными к центру фарами

Очередной этапный момент в судьбе Хили наступил в 1952 году, когда он познакомился с сэром Леонардом Лордом, руководителем концерна British Motor Corporation. Итогом их знакомства стало образование марки Austin Healey, где Хили обязался наладить производство своих автомобилей серии 100. Так родился Austin Healey 100, один из лучших британских спортивных автомобилей среднего класса. В 1958 году, совместно с инженером Герри Кокером, Хили создал свой второй шедевр — миниатюрный родстер Sprite (в пер. «Эльф»), поразивший современников уровнем технического исполнения при минимальной стоимости.

Austin Healey Sprite представлял собой небольшой открытый 2-дверный автомобильчик с крайне запоминающейся «мордашкой» с огромными круглыми фарами, торчащими из покатого капота. Внешне Спрайт напоминал любопытное земноводное, отчего в народе получил прозвище «Лягушонок». В этой машине Хили наконец-то воплотил свою давнюю мечту: построить простую и дешевую спортивную машину, доступную большинству автолюбителей.

Austin Healey Sprite Frame
Шасси досталось по наследству от простого седана Austin A35

В ее основу он заложил сварную платформу от седана Austin A35, таким образом Sprite стал первым в Британии спортивным автомобилем малого класса с несущим цельнометаллическим кузовом. Другой интересной особенностью этого кузова было интегральное оперение, где вся передняя часть, включая капот, фары, бампер и решетка радиатора, целиком откидывались вперед, открывая удобный доступ не только к мотору, но и к элементам передней подвески. Задняя же часть, напротив, была цельной и крышки багажника не имела, а доступ к вещевому отделению осуществлялся из салона. Помимо центральной сварной платформы от Austin A35, Хили позаимствовал переднюю независимую рычажно-пружинную подвеску, неразрезной задний мост с рессорами, барабанные тормоза и 13-дюймовые колеса. Кроме того, от прародителя он взял верхнеклапанный 4-цилиндровый 43-сильный двигатель объемом 950 см3 и простую 4-ступенчатую механическую коробку передач.

В салоне Остин Хили Спрайт
Принадлежность к бюджетному классу выдавал салон с простенькими сиденьями и приборной панелью без отделки

В 1959 году Austin Healey Sprite поступил в дилерские центры Austin по всей стране. Всего за 670 фунтов стерлингов (на 24% дороже, чем Morris Mini) покупатель получал легкий спортивный автомобиль с отлично настроенной подвеской, способный легко разогнаться до 140 км/ч. Своим уютным и крайне простым салоном со съемными акриловыми боковыми стеклами он в полной мере удовлетворял непритязательных пользователей. Недаром всего за два года продали 49 тыс. Спрайтов, что для машины такого класса является выдающимся результатом.

В 1962 году на производство поступил модернизированный вариант Austin Healey Sprite Mk2 с более мощным 1,1-литровым мотором на 56 л.с. К сожалению, он лишился своего фирменного облика а-ля «лягушачьи глазки» и превратился в стандартный родстер с «нормальными» фарами на концах передних крыльях. Двумя годами позднее появился Sprite Mk3 со слегка форсированным двигателем на 59 сил и модернизированной задней подвеской. В 1966-м свет увидел последний Austin Healey Sprite Mk4 с мощным 65-сильным мотором объемом 1,3 л.

Austin Healey Sprite Mk2
Sprite второго поколения получил классическую, незапоминающуюся внешность

Все это время Sprite с успехом выступал на соревнованиях. В специально построенном гоночном варианте этот юркий автомобильчик, достигавший скорости 225 км/ч, занимал призовые места на ралли Акрополис и многочасовых кольцевых гонках в Ле-Мане и Нюрбургринге. 1971 год стал последним в истории Austin-Healey Sprite. Всего к тому времени успели изготовить 80 тыс. машин. Что же касается самого Дональда Хили, то к тому времени он перешел на работу в другую британскую фирму Jensen, получившую известность благодаря первой в мире легковой полноприводной машине Interceptor. Впрочем, это уже совсем другая история.