Kurogane Type 95: первый японский внедорожник
20 октября 2019До войны японское автомобилестроение находилось в зачаточном состоянии. В начале 1930-х в стране выпускалось не более 500 автомобилей, большинство из которых в большей или меньшей степени копировали зарубежные машины. Тем не менее были среди них и оригинальные конструкции, к примеру, первый японский полноприводный автомобиль — Kurogane Type 95 (Курагане Тип 95).
Kurogane Type 95 — автомобиль передовой конструкции
Type 95 был детищем старейшей японской автомобильной компании Tokyu Kurogane Industries. Она не сохранилась до наших дней, в 1962 году ее поглотила фирма Nissan. Однако до войны TKI была крупной компанией и занималась производством мотоциклов, автомобилей и грузовиков, в основном для Японской императорской армии.
В 1934 году Японское военное ведомство разместило заказ на разработку легкого и достаточно проходимого автомобиля, приспособленного для разведки и перевозки командного состава. Уже в 1935 году были готовы первые прототипы.
Созданием Type 95 занимался талантливый японский инженер Тецуджи Макита (Tetsuji Makita). В основе машины он применил прочную Х-образную стальную раму, к которой на полиэллиптических рессорах крепился задний мост. Передняя подвеска была независимой на поперечных рычагах, что для того времени было весьма передовым решением.
Так как эксплуатация Kurogane Type 95 предполагалась в сложных климатических условиях Маньчжурии, в качестве силового агрегата Макита выбрал мотоциклетный V-образный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Он имел верхние клапаны, алюминиевые ГБЦ и был сблокирован в едином блоке с 3-ступенчатой коробкой передач и 1-ступенчатой «раздаткой». При рабочем объеме 1,3 л двигатель выдавал 32 л.с. и уверенно разгонял 1100-килограммовый Курагане до 75 км/ч. Крутящий момент от раздаточной коробки передавался на мосты посредством карданных передач. Тормоза были механическими и действовали только на задние колеса.
Внешне Курагане Тип 95 можно было отличить по округлым формам, массивной щитовидной решетке радиатора со звездой и огромным 18-дюймовым колесам увеличивающим дорожный просвет до 230 мм. Впоследствии, когда Япония столкнулась с дефицитом металла, внешний вид автомобиля путем установки решетки радиатора меньших размеров, был упрощен.
Серийное производство и служба в армии
Серийное производство Kurogane Type 95 началось в 1936 году на заводах Nihon Nainenki. Автомобили первой серии обозначались как Type A и выпускались до 1938 года. После модернизации 95-й получил двигатель объемом 1,4 л, а посадочных мест в салоне увеличилось до 4. Кроме того, существовала модификация Type C образца 1944 года с двухместной кабиной и бортовой платформой.
Следует отметить, что по тем временам Kurogane Type 95 обладал достаточно совершенной конструкцией. Он уверенно передвигался по бездорожью, был довольно надежен и прост в эксплуатации, а его средний расход топлива побивал все рекорды для такого рода техники и составлял всего 4 л на 100 км! В общем, в Японии, не отягощенной большим опытом в автомобилестроении, удалось создать поистине выдающуюся машину, опередившую Willys MB на несколько лет. Другое дело, что построили Тип 95 в совсем небольших количествах. Всего с 1936-го по 1944 год успели выпустить 4775 экземпляров.
Безусловно, несравнимо с американским Willys MB или немецким Volkswagen Typ 82. Тем не менее японский Тип 95 опередил их в появлении на несколько лет и стал первым в мире серийным автомобилем такого типа.
Технические характеристики Kurogane Type 95 А
Годы производства | 1936-1938 |
---|---|
Тип привода | подключаемый полный |
Длина, мм | 3600 |
Ширина, мм | 1520 |
Высота, мм | 1680 |
Тип двигателя | V2, бензиновый |
Max. мощность, л.с. | 32 |
Объем двигателя, см3 | 1300 |
Снаряженная масса, кг | 1100 |
Экипаж, ч | 3 |