Луаз-НАМИ Прото: советский внедорожник из 90-х

Луаз-НАМИ Прото: советский внедорожник из 90-х

13 декабря 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Микролитражные внедорожники ЛуАЗ были широко известны в СССР и славились своей простой конструкцией, хорошей проходимостью и относительно низкой ценой, но при этом имели низкую надежность и комфортабельность. В конце 1980-х Луцкий автомобильный завод приступил к созданию ЛуАЗ-1301 — перспективного микровездехода с улучшенными технико-экономическими показателями. Параллельно с этим в недрах НАМИ началась разработка своего варианта такого автомобиля под названием ЛуАЗ Прото.

НАМИ-ЛуАЗ Прото

ЛуАЗ Прото 1989
По сравнению с устаревшим ЛуАЗ-969М, Прото выглядел весьма современно и самобытно

Техническое задание предусматривало создание экономичного, комфортабельного полноприводного автомобиля в рамках габаритов серийного ЛуАЗ-969М. Автомобиль был спроектирован всего за 1,5 года силами молодого конструкторского коллектива ленинградского отделения НАМИ. Результатом его работы стал необычного вида внедорожник с оригинальным каркасно-панельным несущим кузовом. В его основе лежал стальной каркас из штампованных профилей, который был обшит стеклопластиковыми панелями. За счет съемных панели крыши и заднего колпака, ЛуАЗ Прото легко превращался в пикап-кабриолет с откидным задним бортом. Салон также имел широкие возможности трансформации: все сиденья можно было разложить в спальные места или сложить только задние, образовав тем самым ровную грузовую площадку.

НАМИ ЛуАЗ Прото
Задний борт можно было откинуть и зафиксировать, увеличив тем самым длину грузового отсека. Колеса от ВАЗ-2121 позволили довести дорожный просвет до внушительных 240 мм

В техническом отношении автомобиль также был весьма интересен. Его ходовую часть представляли передняя независимая подвеска МакФерсон со стабилизатором и крайне необычная для нашего автопрома задняя подвеска типа De Dion с пружинами, продольными рычагами и поперечной балкой. При этом компактная задняя подвеска позволила разместить между рычагами 42-литровый топливный бак. Передние тормоза выполнили дисковыми, задние барабанными, а 16-дюймовые колеса позаимствовали у Нивы.

Luaz Proto Interior
Создатели уделили большое внимание эргономике и разработали новую пластиковую переднюю панель с отдельным блоком комбинации приборов

Интересно, что алюминиевые рычаги передней подвески, радиатор и мотор смонтировали на съемном подрамнике. Двигатель МеМЗ-245 мощность 53 л.с. позаимствовали у Таврии. К нему пристроили оригинальную 6-ступенчатую коробку передач (первые две — понижающие) скомпилированную из деталей КПП автомобилей ЗАЗ. ЛуАЗ Прото не имел раздаточной коробки — отбор мощности для отключаемого переднего моста производился с вторичного вала коробки передач. При этом ее и главную передачу скомпоновали в единый блок, а привод передних колес обеспечили ШРУСами от ВАЗ-2108.

Мертворожденный проект

ЛуАЗ Прото от НАМИ
Внедорожник получил широкие двери, округлый передний фасад с интегральным капотом, боковины с эффектными выштамповками и ломаную поясную линию

В 1989 году НАМИ-ЛуАЗ Прото прошел небольшой комплекс полигонных испытаний в ходе которых автомобиль проявил отличные внедорожные способности и высокие показатели комфортабельности. Единственным нареканием стал маломощный мотор, поэтому в планах у разработчиков значилось создание более мощного варианта с двигателем от ВАЗ-2108. Однако воплотить их так и не удалось. В том же году ленинградский филиал НАМИ был реорганизован, а творческий коллектив расформирован. Не лучше дела оказались и у смежного проекта ЛуАЗ-1301, но о нем поговорим в следующий раз.