Mercedes-Benz 540K: лучший довоенный Мерседес
17 декабря 2023Концерн Даймлер-Бенц всегда тяготел к выпуску наиболее дорогих и престижных машин. Особенно в предвоенный период, когда на производство поступило сразу несколько роскошных автомобилей с мощными моторами и объемными нагнетателями типа Roots. Самым известным, технически передовым и совершенным таким автомобилем стал спортивный Mercedes-Benz 540K выпускавшийся в 1936-1943 гг.
Mercedes-Benz 540K (W29)
Несмотря на тяжелый экономический кризис и политические перипетии постигших Германию в начале 1930-х, фирма Мерседес не прекращала производство автомобилей представительского класса. Одновременно с простыми и дешевыми моделями по типу Mercedes-Benz 130, компания организовала выпуск солидной серии Mercedes-Benz 500, куда вошли автомобили оборудованные 5-литровыми рядными 8-цилиндровыми моторами мощностью 100-110 л.с. Это были огромные 5,5-метровые кабриолеты и лимузины предназначенные для высших кругов военной и политической элиты Третьего рейха.
В 1935 году с подачи большого поклонника марки Адольфа Гитлера, фирма Мерседес-Бенц получила заказ на изготовление трех бронированных 7-местных кабриолетов для самого фюрера, а так же для Геринга и Гиммлера. Автомобили для столь важных персон решили делать на самом мощном и надежном шасси Mercedes-Benz 500, но из-за возросшей до 3 т массы, стандартный 8-цилиндровый двигатель пришлось серьезно форсировать. Сделали это путем увеличения рабочего объема до 5,4 л и установки механического компрессора, в результате мощность мотора увеличилась до 180 л.с., а максимальная скорость возросла до 170 км/ч. Собственно так и родилась знаменитая серия Mercedes-Benz 540K, которая сейчас считается лучшей в довоенной гамме марки Мерседес.
В техническом отношении автомобили получились весьма совершенными. Они оборудовались 2- и 4-дверными кузовами спортивного стиля вместимостью от 2 до 5 человек. 8-цилиндровый рядный двигатель М24 с верхним расположением клапанов получил 2-камерный карбюратор и объемный нагнетатель типа Roots, который включался и отключался автоматически, при помощи фрикционной муфты. До 1939 года мотор комплектовался 4-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на трех высших ступенях. Затем ее сменила 5-ступенчатая КПП с ускоряющей передачей конструкции Вильгельма Майбаха, которая включалась автоматически при достижении 130 км/ч. Кроме того визитной карточкой спортивно-роскошных машин серии 540K стали независимые рычажно-пружинные подвески, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем и централизованная система смазки деталей шасси!
Mercedes-Benz 540K выпускался в двух вариантах колесной базы — 2980 и 3290 мм. В последнем исполнении длина автомобиля могла достигать 5250 мм, а вес 2850 кг. Как и полагалось столь престижной машине, на шасси 540K можно было смонтировать до 10 различных типов кузовов изготовленных по индивидуальному заказу в лучших кузовостроительных ателье Германии. Более менее стандартными считались 2-дверные седаны, родстеры, фаэтоны и кабриолеты. Кроме того в частном порядке изготавливались совершенно фантастические кузова с наружными выхлопными трубами, дополнительными прожекторами, хромированными корпусами фар и колпаками, отделкой салона из змеиной кожи и натурального дерева и прочими причудами буржуазной моды.
Ограниченная серия
Штучный характер производства и роскошное оснащение предопределили невероятно высокую стоимость Mercedes-Benz 540K — 22-28 тыс. рейхсмарок. За эти деньги можно было купить семь среднеразмерных Mercedes-Benz 170V и девять маленьких Мерседесов 130! Очевидно, что при такой высокой стоимости обладателями модели 540К могли стать только наиболее влиятельные и богатые лица Третьего рейха. Помимо вышеозначенных высших нацистских руководителей, этой машиной владели промышленник фон Сименс, любовница Гитлера Ева Браун, авиаконструктор Хейнкель, гонщик-рекордстен Ганс Штук и другие известные деятели. С началом войны Мерседесы 540К активно использовались немецким генералитетом, а после ее окончания несколько трофейных машин попало в Советский Союз.
Всего с 1936 по 1943 год завод в городе Зиндельфинген выпустил 447 машин серии 540К и 354 автомобилей «младшей» линейки 500К. Кроме того в 1939-м дополнительно было изготовлено 10 экземпляров Mercedes-Benz 580K с увеличенным 5,8-литровым двигателем мощностью 200 л.с.