Mitsubishi Galant VR-4: неизвестный «отец» Lancer Evo

Mitsubishi Galant VR-4: неизвестный «отец» Lancer Evo

30 июля 2021 Выкл. Автор autohs.ru

Mitsubishi Galant VR-4 всегда находился в тени своего более успешного потомка — Lancer Evolution. VR-4 не смог снискать особой славы в автоспорте, да и в коммерческом плане автомобиль не был слишком успешен. Но именно Galant VR-4 открыл Мицубиси путь в мир большого ралли, и стал основой успеха Lancer Evo.

На пути к VR-4

Mitsubishi Lancer EX2000 Rally Turbo
Mitsubishi Lancer EX2000 Rally Turbo

Стратегию продвижения бренда через автогонки освоили в Мицубиси еще в начале 1970-х. Тогда легкий Mitsubishi Lancer 1600 GSR блистал на австралийских и африканских ралли рейдах. Однако японцы стремились к большему, и в 1981 году на ралли Группы 4 чемпионата WRC, они заявили Lancer EX2000 Turbo.

Под капотом этой машины скрывался новейший четырехцилиндровый мотор 4G63. В раллийной спецификации этот двигатель выдавал сумасшедшие 280 л.с. А все благодаря электронному впрыску топлива и турбонаддуву. Заднеприводный Lancer EX2000 Turbo неплохо себя чувствовал среди таких легенд как Fiat 131 и Ford Escort, но против полноприводных монстров от Ауди, что называется не плясал. Кроме того FISA объявила о создании экстремальной Группы Б и многое автопроизводители, в том числе и Мицубиси, начали спешно готовить ралли-кары нового поколения.

Mitsubishi Starion Group B
Прототип Mitsubishi Starion для Группы Б

Проектирование машины отдали на откуп легендарному раллисту Эндрю Коуэну и его мастерской RallyArt. Заручившись поддержкой опытнейшего инженера Алана Уилкинсона, одного из создателей Audi Quattro, в 1983 году специалисты приступили к работе. За основу взяли текущий спортивный флагман Mitsubishi Starion, который оснастили полноприводной трансмиссией и уже известным по Lancer EX2000 турбомотором 4G63. В итоговой спецификации раллийный Mitsubishi Starion 4WD выдавал 350 л.с. при собственной массе всего 1050 кг. Машина получилась отличной, на уровне лучших представителей Группы Б. Вот только к 1986 году, когда Starion 4WD был окончательно готов, Группу Б уже закрыли, и Старион оказался не удел.

Mitsubishi Galant VR-4

Mitsubishi Galant VR-4
Mitsubishi Galant VR-4

Теоретически в Мицубиси могли заявить свой полноприводный Starion на ралли Группы А, которая пришла на смену Группе Б. Но в таком случае, согласно новым правилам, нужно было построить не менее 5 тысяч омологационных автомобилей. А это было довольно дорого. Кроме того Mitsubishi Starion к тому моменту выпускался уже пять лет, и находился в конце своего производственного цикла. В итоге в Мицубиси решили готовить совершенно новый ралли-кар.

За основу взяли новенький Mitsubishi Galant шестого поколения, который был запущен в производство в октябре 1987 года. В то время ни один раллийный автомобиль, без полного привода был просто не возможен. Так что Galant получил полноприводную трансмиссию с вискомуфтой и межосевым дифференциалом, а в дополнение к ней и приставку VR-4 (Viscous realtime 4WD) в названии. Ходовая часть состояла из независимых подвесок — типа МакФерсон спереди, и многорычажной сзади. Шасси полноуправляемое 4WS, тормоза всех колес, как и положено — дисковые с ABS.

Mitsubishi Galant VR4

Под капот поместили все тот же турбомотор 4G63, но с 16-клапанной головой блока цилиндров. В «гражданском» варианте этот мотор изначально выдавал 205 л.с. С годами его мощность регулярно повышалась достигнув пика в 240 л.с. в 1990 году. В пару к мотору прилагалась 5-ступенчатая механическая коробка передач, либо 4-ступенчатый автомат. Как и положено для японского автопрома тех лет, омологированный Galant VR-4 имел немало комфортных опций, в виде кондиционера, аудиостистемы, всевозможных электроприводов и т.д. Все эти опции значительно увеличивали массу машины. Как следствие в Мицубиси выпускали Galant VR-4 в двух основных версиях: стандартном E39A и в облегченном E38A(RS), без системы 4WS и комфортных опций. В стандартном исполнении автомобиль весил 1350 кг. Тем не менее до 100 км/ч такой VR-4 разгонялся всего за 6,7 секунды (данные для автомобилей японского рынка с 1990 года выпуска). Модификация RS(Rally Sport), как нетрудно догадаться из названия, служила основой для постройки гоночных автомобилей.

Гоночная карьера

Mitsubishi Galant VR-4 1988

Гоночный дебют Mitsubishi Galant VR-4 в Чемпионате мира по ралли (WRC), состоялся 7 июля 1988 года. Автомобиль под управлением Кенджиро Шиназуки принял участие в ралли Новой Зеландии, где благополучно сошел с дистанции по причине поломки коробки передач. Первую крупную победу Galant VR-4 под управлением того же экипажа, завоевал в 1988 года выиграв в общем зачете Чемпионат Азиатско-Тихоокеанского региона (ARPC).

В 1989 году основным пилотом заводской команды стал Ари Ватанен, вторым пилотом — Майкл Эриксон. Наивысшем достижением в том сезоне стала победа Эриксона в ралли 1000 озер в Финляндии. В сезоне 1991-1992 годов Росс Дункертон стал очередным победителем чемпионата ARPC. И на этом из значимых достижений пожалуй все. К тому моменту пилотам и руководству команды стало очевидно, что крупный Mitsubishi Galant VR-4 не слишком приспособлен для узких раллийных допов. Нужен был новый, более легкий и компактный ралли-кар. Так что в 1991 году японцы приступили к разработке новой гоночной машины, уже на базе Mitsubishi Lancer. С производства Mitsubishi Galant VR-4 сняли еще в мае 1992 года.

Салон Мицубиси Галант 1987
Типичный для японских машин конца 80-х интерьер

Официально гоночная карьера Galant VR-4 закончилась в ноябре 1993 года после финального этапа ралли Великобритании. Однако многие частные команды и дальше продолжили выступать в ралли на хоть и морально устаревшем, но еще вполне надежном VR-4.

В историю Mitsubishi Galant VR-4 вошел как переходная модель, не снискавшая серьезной спортивной славы. Тем не менее по своим основным характеристикам это была выдающаяся машина. Сейчас оригинальный Galant VR-4 высоко ценится среди любителей JDM культуры и поклонников ретро ралли. Жаль, что осталось их не очень много.