Renault Logan: история «невозможного автомобиля»

Renault Logan: история «невозможного автомобиля»

05 апреля 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Анонс в 1998 году Renault Logan всколыхнул автомобильное сообщество: фирма Рено вознамерилась создать полноценный легковой седан стоимостью всего 5000 евро. Впрочем, уложиться в вышеозначенную сумму французам все же не удалось, но в целом они справились со своей задачей и выпустили на свет современный и добротный автомобиль, получивший огромную популярность по всему миру. В России Рено Логан на особом счету, ведь для многих наших соотечественников он стал первой «новой иномаркой»!

Voiture impossible

Dacia Logan
Сначала Logan начали выпускать в Румынии на заводе Dacia, затем в России (Автофрамос), Марокко (Somaca), Колумбии (Sofasa), Бразилии (Renault do Brasil), Индии (Mahindra), Иране (SAIPA) и Аргентине (Renault Argentina)

«Невозможный автомобиль» (Voiture impossible) — так проект назвали сами французы — появился по инициативе прежнего руководителя Рено Луи Швейцера. Ему в ходе поездок по развитым странам пришла в голову идея создать надежный 5-местный «народный автомобиль», приспособленный к местным, не самым дружелюбным условиям эксплуатации. Иными словами, эдакий Renault 4CV, но на современной компонентной базе. Итоговую стоимость машины определили в 5000 евро, и чтобы уложиться в столь незначительную, даже по тем временам, сумму, французам пришлось экономить буквально на всем.

Так, при создании Логана использовали только компьютерные методы проектирования, без создания макетных и опытных образцов, что позволило сэкономить 20 млн евро. Кроме того, в конструкцию машины внедрили огромное количество уже освоенных серийных компонентов: переднюю подвеску МакФерсон и тормозную систему позаимствовали у Renault Clio, заднюю торсионную балку — у Renault Modus, а реечное рулевое управление взяли у модели Symbol. Двигатели использовали самые простые, проверенные временем: 1,4-литровый K7J на 75 л.с. и 1,6-литровый K7M на 90 сил. Они имели 8-клапанную головку блока из алюминия, единственный верхний распределительный вал, примитивный и надежный привод клапанов через коромысла, чугунный блок цилиндров, шатровые камеры сгорания и распределенный впрыск топлива. В пару к моторам прилагалась единственная механическая 5-ступенчатая коробка передач от Renault Megane, крутящий момент от которой передавался на передние колеса.

Renault Logan
Секрет надежности Логана был довольно прост: сложные подвески, продвинутая электроника или автоматическая коробка передач там напрочь отсутствовали — использовались только простые, проверенные годами технические решения

Еще одной статьей минимизации расходов послужил внешний вид автомобиля. Его облик создал Бенуа Жакоб, известный дизайнер, автор Renault Vel Satis и Espace. В своей работе над Логаном он использовал очень простые, прямолинейные внешние формы. Кто-то назовет такой дизайн невыразительным и будет прав. Тем не менее, он позволил значительно сэкономить на производстве кузовных панелей и качестве проката. Кроме того, делу удешевления послужили боковые стекла с минимальным закруглением, одинаковые дверные ручки, симметричные молдинги и противотуманные фары!

Рено Логан
Следствие тотальной экономии: одинаковые клавиши и рукоятки, простые дефлекторы и выемки в качестве дверных ручек

Интерьер машины в базовом исполнении изысками также не блистал: простая пластиковая панель с выемкой вместо перчаточного ящика, крохотные дверные ручки, нерегулируемая рулевая колонка, ремни безопасности без преднатяжителей и руль без подушки безопасности. Впрочем, за счет высокой крыши и увеличенной колесной базы Logan оказался на удивление просторным, а его объем багажника составил внушительные 510 л.

Renault Logan первого поколения

Завод Автофрамос - Renault Logan
Пуск площадки Автофрамос в Москве состоялся в мае 1999 года с начала отверточной сборки Renault Megane. Годом позднее начали собирать Renault Clio Symbol, а в апреле 2005-го модернизированный завод выпустил первый Logan. На первом этапе степень локализации составляла 20% и включала в себя сварку и окраску кузова

Мировой дебют Renault Logan первого поколения состоялся в июне 2004 года, а в апреле 2005-го на заводе Автофрамос началось производство автомобиля в Москве. Удержать заявленную стоимость французы не смогли, Renault Logan в базовой комплектации «барабан» без подушек безопасности и АБС стоил 250 тыс. рублей (7300€). Самый дорогой вариант с мотором 1,6 л, гидроусилителем руля, двумя подушками безопасности, кондиционером и АБС оценивался уже в 385 тыс. Тем не менее с самого начала Логан получил весьма устойчивый спрос: в 2007-м его ежегодный тираж составил 68 тыс. автомобилей, а два года спустя эта модель стала самой популярной «иномаркой» в России.

Помимо нашей страны, проект Logan стал успешным в Румынии, Индии, Турции, Иране, Латинской Америке и даже в Западной Европе, скромные автомобильчики под названием Dacia Logan нашли своего покупателя. Только в России с 2005-го по 2014 год было выпущено 600 тыс. Логанов, а по всему миру общий производственный тираж модели первого поколения превысил 1,6 млн. экземпляров! «Невозможный автомобиль» оказался возможен, а фирма Рено наглядно доказала, что все еще умеет строить народные автомобили. В 2012 году на смену первой машине пришел Renault Logan второго поколения, который также имел повсеместный успех. Впрочем, это уже совсем другая история.