
Renault Logan: история «невозможного автомобиля»
05 апреля 2025Анонс в 1998 году Renault Logan всколыхнул автомобильное сообщество: фирма Рено вознамерилась создать полноценный легковой седан стоимостью всего 5000 евро. Впрочем, уложиться в вышеозначенную сумму французам все же не удалось, но в целом они справились со своей задачей и выпустили на свет современный и добротный автомобиль, получивший огромную популярность по всему миру. В России Рено Логан на особом счету, ведь для многих наших соотечественников он стал первой «новой иномаркой»!
Voiture impossible
«Невозможный автомобиль» (Voiture impossible) — так проект назвали сами французы — появился по инициативе прежнего руководителя Рено Луи Швейцера. Ему в ходе поездок по развитым странам пришла в голову идея создать надежный 5-местный «народный автомобиль», приспособленный к местным, не самым дружелюбным условиям эксплуатации. Иными словами, эдакий Renault 4CV, но на современной компонентной базе. Итоговую стоимость машины определили в 5000 евро, и чтобы уложиться в столь незначительную, даже по тем временам, сумму, французам пришлось экономить буквально на всем.
Так, при создании Логана использовали только компьютерные методы проектирования, без создания макетных и опытных образцов, что позволило сэкономить 20 млн евро. Кроме того, в конструкцию машины внедрили огромное количество уже освоенных серийных компонентов: переднюю подвеску МакФерсон и тормозную систему позаимствовали у Renault Clio, заднюю торсионную балку — у Renault Modus, а реечное рулевое управление взяли у модели Symbol. Двигатели использовали самые простые, проверенные временем: 1,4-литровый K7J на 75 л.с. и 1,6-литровый K7M на 90 сил. Они имели 8-клапанную головку блока из алюминия, единственный верхний распределительный вал, примитивный и надежный привод клапанов через коромысла, чугунный блок цилиндров, шатровые камеры сгорания и распределенный впрыск топлива. В пару к моторам прилагалась единственная механическая 5-ступенчатая коробка передач от Renault Megane, крутящий момент от которой передавался на передние колеса.
Еще одной статьей минимизации расходов послужил внешний вид автомобиля. Его облик создал Бенуа Жакоб, известный дизайнер, автор Renault Vel Satis и Espace. В своей работе над Логаном он использовал очень простые, прямолинейные внешние формы. Кто-то назовет такой дизайн невыразительным и будет прав. Тем не менее, он позволил значительно сэкономить на производстве кузовных панелей и качестве проката. Кроме того, делу удешевления послужили боковые стекла с минимальным закруглением, одинаковые дверные ручки, симметричные молдинги и противотуманные фары!
Интерьер машины в базовом исполнении изысками также не блистал: простая пластиковая панель с выемкой вместо перчаточного ящика, крохотные дверные ручки, нерегулируемая рулевая колонка, ремни безопасности без преднатяжителей и руль без подушки безопасности. Впрочем, за счет высокой крыши и увеличенной колесной базы Logan оказался на удивление просторным, а его объем багажника составил внушительные 510 л.
Renault Logan первого поколения
Мировой дебют Renault Logan первого поколения состоялся в июне 2004 года, а в апреле 2005-го на заводе Автофрамос началось производство автомобиля в Москве. Удержать заявленную стоимость французы не смогли, Renault Logan в базовой комплектации «барабан» без подушек безопасности и АБС стоил 250 тыс. рублей (7300€). Самый дорогой вариант с мотором 1,6 л, гидроусилителем руля, двумя подушками безопасности, кондиционером и АБС оценивался уже в 385 тыс. Тем не менее с самого начала Логан получил весьма устойчивый спрос: в 2007-м его ежегодный тираж составил 68 тыс. автомобилей, а два года спустя эта модель стала самой популярной «иномаркой» в России.
Помимо нашей страны, проект Logan стал успешным в Румынии, Индии, Турции, Иране, Латинской Америке и даже в Западной Европе, скромные автомобильчики под названием Dacia Logan нашли своего покупателя. Только в России с 2005-го по 2014 год было выпущено 600 тыс. Логанов, а по всему миру общий производственный тираж модели первого поколения превысил 1,6 млн. экземпляров! «Невозможный автомобиль» оказался возможен, а фирма Рено наглядно доказала, что все еще умеет строить народные автомобили. В 2012 году на смену первой машине пришел Renault Logan второго поколения, который также имел повсеместный успех. Впрочем, это уже совсем другая история.