Лучшие советские полноприводные автомобили

Лучшие советские полноприводные автомобили

02 апреля 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Советская автомобильная промышленность разнообразием легковых автомобилей повышенной проходимости откровенно не баловала. До середины 1970-х на производстве в нашей стране находилось всего лишь три относительно массовые легковые полноприводные модели. Впрочем, с началом новой пятилетки работы в этом направлении резко активизировались, и к концу десятилетия сразу несколько советских автозаводов готовы были освоить производство комфортабельных машин со всеми ведущими колесами…

ЗАЗ-1103

Лучшие советские полноприводные автомобили
ЗАЗ-1103

В начале 1970-х специалисты Запорожского автозавода построили несколько опытных поисковых конструкций, которые помогли определить будущий облик малогабаритных автомобилей ЗАЗ. В 1972 году на основе этих наработок на заводе собрали 2-дверный 4-местный автомобиль с кузовом фастбэк. Он оборудовался 1-литровым 55-сильным двигателем МеМЗ-201, 4-ступенчатой коробкой передач, независимыми подвесками и полноприводной трансмиссией с колесными редукторами.

В 1974 году автомобиль получил новый 3-дверный кузов хетчбэк с привлекательными округлыми внешними формами. Впрочем, к тому времени завод приступил к созданию совершенно новой переднеприводной машины, будущей Таврии, и работы над ЗАЗ-1103 были прекращены.

ЛуАЗ-1301

ЛуАЗ-1301
ЛуАЗ-1301

О замене текущей модели ЛуАЗ-969 специалисты Луцкого автозавода задумались еще в конце 1970-х, однако первые реальные шаги в этом направлении были сделаны только десятилетие спустя. В 1988 году на ЛуАЗе разработали компактный легкий автомобиль с 3-дверным несущим кузовом и прогрессивной полноприводной трансмиссией с межосевым дифференциалом. Из других особенностей нового ЛуАЗ-1301 можно было отметить экономичный карбюраторный мотор МеМЗ-245 (1,1 л, 50 л.с.), реечный рулевой механизм, современную переднюю независимую подвеску МакФерсон и полузависимую торсионную балку сзади. Причем в дополнение к витым пружинам в подвеску внедорожника были внедрены оригинальные пневмобаллоны, позволявшие изменять дорожный просвет в диапазоне 200-270 мм.

Недостаток финансирования и последующий распад страны лишили перспективную машину шансов на производство. Впрочем, проект просуществовал еще какое-то время и окончательно был закрыт лишь в 2006 году.

НАМИ Прото

НАМИ ЛуАЗ Прото
НАМИ Прото

Одновременно с ЛуАЗ-1301 в недрах ленинградского филиала НАМИ был создан еще один перспективный малогабаритный внедорожник НАМИ Прото. Как и в случае с машиной из Луцка, в его основании находился стальной несущий каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями. Ходовая часть НАМИ Прото была представлена независимой передней подвеской МакФерсон и необычной для нашего автопрома подвеской типа De Dion. Двигатель МеМЗ-245 позаимствовали у Таврии, а к нему в пару определили оригинальную 6-ступенчатую коробку с двумя понижающими передачами. Интересно, что «раздатки» как таковой Прото не имел, отбор мощности на передний мост происходил от вторичного вала КПП, а привод колес осуществлялся при помощи ШРУСов от ВАЗ-2108.

Кроме современной техники, НАМИ Прото получил весьма привлекательный кузов со съемной крышей и комфортабельный салон с оригинальной передней панелью и широкими возможностями трансформации. Судьба НАМИ Прото сложилась печально: в 1989 году ленинградский филиал НАМИ был расформирован, а единственный построенный прототип уничтожен.

УАЗ-3172

УАЗ-3172-01
УАЗ-3172

В 1970-е годы легковые советские полноприводные автомобили выпускались, в основном, силами двух предприятий: Волжского и Ульяновского автозаводов. Последний производил достаточно простые рамные армейские машины серии 469Б. В начале 1980-х на смену им готовились прийти современные внедорожники УАЗ-3170 и УАЗ-3172, оборудованные новыми силовыми установками и пружинными подвесками!

Первый опытный прототип УАЗ-3170, созданный в 1976 году, получил сразу несколько технических нововведений, радикально повысивших проходимость автомобиля: синхронизированную 4-ступенчатую КПП, 2-ступенчатую «раздатку» с блокируемым межосевым дифференциалом, перспективный 3-литровый двигатель УМЗ-421 мощностью 105 л.с. и портальные мосты с редукторами внешнего зацепления. В момент запуска Волжского автозавода денег на перспективную ульяновскую новинку у Минавтопрома не нашлось, и проект был приостановлен.

Дальнейшее развитие он получил только в конце 1980-х, когда по заказу Минобороны был изготовлен армейский УАЗ-3171 с новым перспективным 92-сильным дизельным мотором УМЗ-440, пружинными подвесками и редукторными мостами. В 1990 году на его основе был создан гражданский вариант УАЗ-3172 с комфортабельным 5-дверным универсальным кузовом.

Во время распада страны денег на новые УАЗы, увы, не нашлось, и в новую рыночную эпоху завод вступил с устаревшей платформой 469/3151, которую эксплуатирует до сих пор.

ГАЗ-3105

ГАЗ-3105
ГАЗ-3105

Вместе с СССР погибла и еще одна весьма интересная и перспективная полноприводная модель — Волга ГАЗ-3105. Она создавалась под большим впечатлением от Audi Quattro, машины, перевернувшей весь автомобильный мир и открывшей эпоху легкового полного привода. Как и немецкий прообраз, ГАЗ-3105 получил продольную компоновку двигателя, независимые подвески всех колес, хитроумную полноприводную трансмиссию с межосевым дифференциалом и дисковые тормоза с АБС. В качестве силовой установки газовцы использовали оригинальный 8-цилиндровый V-образный мотор с верхними распредвалами и инжекторной системой питания (3,4 л, 170 л.с.), который работал с 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач.

Так как автомобиль предназначался для чиновников средней руки, его салон имел улучшенную отделку из натуральных материалов, удобные профилированные сиденья, полный «электропакет», климатическую установку с кондиционером, улучшенную шумоизоляцию и штатный радиоприемник.

Советские полноприводные автомобили

Почти все представленные выше легковые советские полноприводные автомобили планировались к производству и могли стать прекрасным подспорьем в наших суровых дорожно-климатических условиях. Увы, распад СССР помешал этим планам, откинув наше автомобильное развитие назад.