Спортивные автомобили ГАЗ 50-х годов
19 января 2021К началу 1950-х Горьковский автозавод являлся мощнейшим предприятием с очень сильной конструкторской школой. В кратчайшие сроки завод смог запустить в серийное производство добротный ГАЗ-51 и передовую Победу. Не забывали заводчане и автоспорт: готовили гоночные машины, порой весьма экзотические.
ГАЗ-Победа-Спорт (СГ1)
Безусловно основной гоночной «рабочей лошадкой» в тот период стал ГАЗ-М-20. Первую такую машину подготовил в 1950 году Смолин Алексей Андреевич. До прихода на ГАЗ он работал авиаконструктором на различных советских авиазаводах, так что об аэродинамике представление имел отменное.
Его Победа-Спорт выделялся аэродинамической формой кузова, гладким днищем и нисходящей крышей. Кроме того Смолин занизил крышу на 16 см и установил массивные обтекатели из дюралюминия, что помогло удержать массу машины в пределах 1200 кг. Без форсировки мотора также не обошлось. Двигатель М-20 был расточен до 2,49 л, а в систему питания добавлен второй карбюратор, благодаря чему отдача мотора увеличилась до 78 л.с.
В результате спортивный ГАЗ-Победа-Спорт установил три рекорда страны по средней скорости на дистанции 50 км — 159,9 км/ч, 100 км — 161,2 км/ч, 300 км — 147,2 км/ч. Время прохождения 1 км с места — 44,1 сек.
ГАЗ-Торпедо (СГ2)
В 1951 году Смолин продолжил свои разработки и построил ГАЗ-Торпедо. На этот раз автомобиль получил полностью оригинальный кузов каплевидной формы. Он был построен по классической для самолетов схеме: пространственный дюралевый каркас обшитый алюминиевым листом. Тем не менее выигрыш по массе у ГАЗ-Торпедо получился не слишком значительным — автомобиль похудел всего на 100 кг, по сравнению с Победа-Спорт. Зато мощность двигателя после установки нагнетателя типа Рутс увеличилась до 105 л.с.
В 1951 году ГАЗ-СГ2 вышел на линейную гонку чемпионата СССР, правда вне зачета. Там автомобиль установил новый всесоюзный рекорд пройдя 300 км со средней скоростью в 166 км/ч. Время прохождения 1 км с места — 33,7 сек.
Эволюция скоростей спортивных автомобилей ГАЗ на шасси М-20
Модель | Год | Масса, кг | Мощность, л.с. | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|
ГАЗ-Победа-Спорт | 1950 | 1200 | 78 | 165 |
ГАЗ-Победа-Спорт | 1951 | 1200 | 105 | 178 |
ГАЗ-Торпедо | 1951 | 1100 | 105 | 190 |
ГАЗ-Победа-Спорт | 1952 | 1400 | 82 | 145 |
ГАЗ-Победа-Спорт | 1955 | 960 | 85 | 180 |
ГАЗ-ТР (СГ3)
Апогеем развития спортивных автомобилей ГАЗ конструкции А.А.Смолина стал построенный в 1954 году — ГАЗ-ТР. Это первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем.
ГАЗ-ТР имел аналогичную ГАЗ-С2 структуру: каплевидный кузов-фюзеляж из дюралюминия обшитого алюминиевыми листами. Сверху и по бокам у машины находились кили-стабилизаторы, а спереди одноместная кабина. Шасси — две передние независимые подвески от ГАЗ-12 с управляемыми колесами.
В качестве силовой установки Смолин выбрал 1000-сильный турбореактивный двигатель ВК-1А от МИГ-17. Так как в СССР тогда не имелось подходящих для высоких скоростей колес их позаимствовали от самолета МИГ-15. Однако и на них ГАЗ-ТР не смог бы достичь проектной скорости, которую конструкторы оценивали в пределах 700 — 800 км/ч! Поэтому на первых порах скорость машины ограничили до 300 км/ч. В будущем предполагалось изготовить специальные колеса с термостойкой грузолентой.
Первый и последний испытательный заезд прошел в ноябре 1954 года на ВПП Горьковского авиазавода. По недосмотру организаторов ГАЗ-ТР на высокой скорости наскочил на посторонний предмет, потерял управление и разбился. По счастью пилот не пострадал.
После этой неудачи программу турбореактивных машины на ГАЗе закрыли.
Спортивные автомобили ГАЗ
Время до середины 50-х можно назвать рассветом газовских спортивных машин. Из-за разногласий с заводским руководством Смолин покинул Горьковский автозавод. С тех пор на ГАЗе не строили таких ярких и неординарных спортивных автомобилей.