
Volvo 850: история легендарного шведского автомобиля
09 июня 2025В нашей стране марка Вольво, хотя и не получила особого распространения, имела репутацию производителя качественных, безопасных и невероятно прочных машин. Новый и наиболее плодотворный этап в ее истории настал в начале 1990-х годов, когда на производство поступила модель Volvo 850, получившая сразу несколько технических новинок: передовые системы безопасности, привод на передние колеса, новейший 5-цилиндровый мотор и фирменную подвеску Delta-link, сочетавшую в себе прекрасные ходовые качества и высокий комфорт. Воистину, никогда ранее автомобили Вольво не были настолько совершенными.
История Volvo 850
В конце 1980-х производственную программу «Вольво» составляли три основные модели: некогда популярная, но уже устаревшая серия 200, компактная, но не слишком успешная модификация 300 и более современная, но такая же старомодная линейка 700. Все они имели заднеприводную компоновку и довольно консервативный, угловатый дизайн, как следствие, после начала активной японской экспансии шведы начали постепенно терять свои позиции. Первая попытка освоить передний привод закончилась полным провалом: Volvo 480, получивший весьма своеобразный дизайн и прогрессивную электронику, из-за низкой надежности оказался рынку попросту неинтересен. В результате вольвовцы решили не рисковать и следующую модель 850 сделать более традиционной внешне, но при этом современной внутри.
Впрочем, Volvo 480 появился не на пустом месте, этот автомобиль вышел из проекта Galaxy, который предусматривал создание целого семейства переднеприводных автомобилей малого и большого классов. Они должны были получить поперечно расположенные 4-6-цилиндровые моторы, современную 5-ступенчатую коробку передач и новые кузова с усиленной структурой и дополнительными энергопоглощающими элементами. Исследования длились долгие 13 лет и потребовали огромного финансирования в 15 млрд шведских крон (2,5 млрд долларов), но в конце концов привели к созданию компактной серии 480 (1985), 440 (1988), 460 (1989) и крупноразмерного седана 850 (1991). Последний стал самым дорогим и сложным проектом в истории шведской марки!
Конструкция Volvo 850
Центральной особенностью Volvo 850 стало новое переднеприводное шасси с поперечно расположенным 5-цилиндровым полностью алюминиевым двигателем. Он был разработан в сотрудничестве со специалистами Porsche и включал в себя инжекторную систему питания, высокоэффективную двухвальную 20-клапанную головку блока (DOHC) с шатровыми камерами сгорания, гидравлические толкатели клапанов, алюминиевые поршни, кованные шатуны и 6-опорный коленчатый вал. Двигатель имел различные исполнения объемом 2-2,5 л мощностью 143-170 л.с. Отдельно следует отметить 2,3-литровый мотор в модификации T5, который благодаря турбокомпрессору с промежуточным охладителем выдавал 250 л.с. Все это работало в паре с новой 5-ступенчатой коробкой передач. Она имела алюминиевый картер и была собрана в едином блоке с главной передачей. Кроме того, опционально предлагался 4-ступенчатый «автомат» фирмы Aisin.
Ходовая часть автомобиля была представлена независимой передней подвеской МакФерсон и хитроумной задней балкой Delta-link. Последняя за счет своей конструкции на основе двух треугольных рычагов, соединённых с кузовом через резинометаллические сайлентблоки, имела явно выраженный эффект «подруливания». В спокойном режиме движения такая подвеска работала довольно мягко и почти бесшумно, а при движении с повышенными поперечными ускорениями обеспечивала автомобилю минимальный крен и в значительной степени снижала избыточную поворачиваемость. Конечно, Delta-link не превращала Volvo 850 в спорткар, но придавала ему оптимальный баланс между комфортом и управляемостью.
Вишенкой на этом шведском торте стала новая конструкция кузова. Независимо от того, универсал или седан, он был изготовлен из высокопрочных и «мягких» сталей и имел специальные поглощающие элементы, которые в случае ДТП принимали на себя всю энергию удара, сохраняя клетку салона в безопасности. Кроме того, Вольво 850 впервые в мировой практике получил боковые подушки безопасности.
Новый стандарт шведского автомобиля
Автомобиль относился к сегменту D, поэтому имел прекрасно оснащенный интерьер с отделкой из натуральных материалов и богатый список электрооборудования, в том числе климатическую систему с раздельным управлением воздушными потоками
На производство автомобиль поступил в июне 1991 года. Четыре года спустя в серию пошел спортивный вариант Volvo 850 T-5R с турбонаддувом, а годом позднее свет увидел полноприводный универсал Volvo 850 AWD с 2,5-литровым турбомотором и независимой задней многорычажной подвеской. Все они, несмотря на тип двигателя и трансмиссии, заслужили репутацию очень надежных и крепких машин. Шведы, нетерпимые к ржавчине, применяли полную оцинковку кузова, как следствие, нетронутые «ржой» 850-е до недавнего времени можно было найти даже на свалке.
Несмотря на колоссальные средства, затраченные на разработку, Вольво 850 стал весьма успешной в коммерческом плане машиной. Он не смог повторить успех 240-й серии, но благодаря неплохим продажам в США его производственный тираж составил весьма достойные 700 тыс. экземпляров (интересно, что почти половина из них были универсалами). Платформа Volvo 850 оказалась настолько удачной, что практически без изменений перекочевала на следующую модель S70. Впрочем, это уже совсем другая история.