ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

07 января 2021 0 Автор autohs.ru

В середине 1960-х СКБ ЗИЛ завершил испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на его невероятную проходимость, конструкторы Московского автозавода, довольно быстро обнаружили предел проходимости колесных машин. Это подтолкнуло советских инженеров к разработке вездеходов с нетрадиционными ходовыми устройствами.

ГАЗ-47АМА

ГАЗ-47АМА
ГАЗ-47АМА

Первой ласточкой стал ГАЗ-47 оборудованный в ноябре 1964 года катково-гусеничным движителем конструкции Александра Михайловича Авенариуса. Работал он следующим образом. Ведущая звездочка перематывала цепь, на которой были закреплены вращающиеся катки. Катки в свою очередь перекатывались по опорам, жестко прикрепленным к корпусу вездехода.

При движении по твердой поверхности катки вращались, и вездеход двигался в два раза быстрее скорости вращения катковой гусеницы.
При движении по слабонесущим грунтам катки не вращались, а выполняли роль грунтозацепов, увеличивая сцепление движителя с дорогой. Скорость движения машины в этом случае соответствовала скорости движения цепи.

испытания ПКЦ-1, ГАЗ-47АМА
Результаты испытаний ПКЦ-1М с другими вездеходами

Летом 1965 года ГАЗ-47АМА прошел испытания, которые завершились не очень удачно. Испытатели зафиксировали, что ожидаемого увеличения проходимости, по сравнению с базовым ГАЗ-47 не произошло. При этом надежность катково-гусеничного движителя была ниже, чем у обычного гусеничного. Тем не менее от идеи с перекатыванием катков зиловцы не отказались.

ПКЦ-1

ПКЦ-1
ПКЦ-1 на испытаниях

В январе 1965 года, совместно со специалистами МВТУ им. Баумана в СКБ был построен вездеход ПКЦ-1. Его движитель представлял собой попытку конструкторов совместить преимущества колесной и гусеничной техники.

Принцип работы движителя был сходен с ГАЗ-47АМА, только катки были выполнены пневматическими, а между ними находился понтон, вместо лыжи. Кроме того ПКЦ-1 в основе имел оригинальный водоизмещающий корпус, двигатель ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с., пятиступенчатую МКПП ЗИС-120, бортовую и главную передачу от трактора Беларусь.

ПКЦ-1 ЗИЛ

Испытания ПКЦ-1 показали, что он имеет намного большую проходимость нежели ГАЗ-47АМА. Однако мощность двигателя ЗИЛ-123Ф была недостаточной и в 1966 году вездеход модернизировали. На ПКЦ-1М установили двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. и гидромеханическую коробку передач от ЗИЛ-135Л.

ПКЦ-1М показал отличную проходимость на мягких грунтах, в глубоком снегу и на болте. Но на дорогах с твердым покрытием вездеход показал себя неудовлетворительно. Машина плохо управлялась и была склонна к галопированию. Кроме того часто обрывалась или соскакивала цепь движителя.

ШН-67

шн-67
Неформально вездеход называли «Шнек»

Поисковые разработки по созданию вездехода с ультимативной проходимостью продолжались. В 1967 году зиловцы создали шнекороторный болотоход ШН-67.

Уникальной особенность ШН-67 являлось его ходовое устройство — состоящее из двух роторов по бортам машины. Они представляли собой полые цилиндры с мощным винтовым грунтозацепом. Вездеход оснащался двигателем ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с., который работал в паре с гидромеханической КП от ЗИЛ-135Л. В основе машины лежала легкая алюминиевая рама, корпус облицован стальными листами. Кабина стеклопластиковая, трехместная от ПЭУ.

ШН-68
ШН-68 (модернизированный вариант вездехода 1968 года) уверенно преодолевал снежные подъемы в 12°, правда задним ходом

4 марта 1967 года ШН-67 прибыл на испытания в Подмосковье, где показал великолепные результаты. Снегоболотоход очень уверенно двигался по снегу, болоту и на вязких илистых грунтах. Кроме того он обладал отличной плавучестью и на воде развивал до 8 км/ч. При этом по сравнению с ПКЦ-1М, ШН-67 был более технологичен и имел меньшую массу. Тем не менее недостатки также имелись. ШН-67 плохо управлялся и двигался боком по твердой поверхности, а стальные шнекороторы получали повышенный износ.

Как бы то ни было разработку шнекороторных машин в ЗИЛе не бросили. Инженеры последовательно совершенствовали конструкцию. Это привело к созданию, а затем и к серийному производству шнекохода ЗИЛ-29061.