
Cadillac V8: первый 8-цилиндровый американский автомобиль
09 мая 2025В начале своей деятельности фирма Кадиллак специализировалась на изготовлении достаточно простых и недорогих автомобилей, однако по мере накопления опыта и осознания собственного технического потенциала основатель компании Генри Лиланд решил переориентироваться на производство наиболее престижных, дорогих и качественных машин. Кульминацией этого перехода стало создание Cadillac V8 — первого американского автомобиля с V-образным 8-цилиндровым двигателем.
Краткая история General Motors
Впрочем, сменой деятельности Cadillac обязана не только Лиланду, но и другому выдающемуся американскому автомобилестроителю — Уильяму Дюранту. Он начинал с торговли сигаретами, а к 30 годам превратился в преуспевающего миллионера, за спиной у которого находилось несколько десятков успешных предприятий. Не обошел вниманием он и автомобильную отрасль. В 1904 году Дюрант приобрел акции фирмы Buick, а четыре года спустя основал компанию General Motors. Поначалу ее учредительный капитал составлял всего 2 тыс. долларов, но к концу десятилетия он вырос до астрономических по тем временам 12,5 млн долларов.
Произошло это благодаря тому, что Дюрант принялся скупать все мало-мальски привлекательные автомобильные предприятия. В 1908 году в его коллекции находились фирмы Buick, Oldsmobile и AC Spark Plug, а годом позднее, после тяжелых переговоров, под его контроль перешла марка Cadillac. Новый бриллиант в короне GM оказался воистину бесценным: на сделку Дюрант потратил огромную сумму — 5,6 млн долларов, и при этом сильно разругался с Лиландом. Впрочем, довольно скоро управленцы нашли общий язык, и уже в 1910 году производственный тираж Cadillac увеличился на 20%.
В том же году в произведенную империю Уильяма Дюранта влилась еще одна ключевая компания — электротехническая фирма Delco, в которой работал поистине гениальный изобретатель и инженер Чарльз Кеттеринг. Он обладал невероятно широкими знаниями не только в механике, но и в электротехнике, химии и физике. В 1910 году он разработал и испытал систему зажигания с генератором и аккумулятором, а два года спустя подарил миру электрический стартер.
Cadillac V8
Завладев столь привлекательными активами, Дюрант выстроил четкую иерархию брендов, где низкий и средний сегмент рынка отводился маркам Oldsmobile и Buick, а наиболее престижную его часть стала занимать продукция Cadillac. Щедрое финансирование Дюранта, огромный опыт Лиланда и изобретения Кеттеринга превратили Кадиллак в лидера не только американского, но и мирового автомобилестроения. В 1910 году фирма торжественно объявила, что теперь основные детали ее автомобилей будут иметь минимальный допуск в 0,02 мм. В 1912-м, впервые в мировой практике, на Кадиллаки начали устанавливать стартер, электрическое освещение и электрический звуковой сигнал, а в 1915-м на производство поступила самая лучшая модель довоенного периода — Cadillac 51.
Она получала сразу две технические новинки: особо прочное шасси с рессорными подвесками (задняя на двух продольных и одной поперечной рессорах) и прогрессивный V-образный 8-цилиндровый двигатель. Он имел цельнолитой чугунный блок цилиндров, алюминиевый картер, нижний распределительный вал, боковые клапаны (тип flathead), электрическую систему зажигания Delco, свинцово-кислотную аккумуляторную батарею на 6 В, электростартер и термосифонную систему охлаждения. При рабочем объеме 5154 см3 мотор выдавал вполне внушительные 70 л.с. и в паре с 3-ступенчатой коробкой передач разгонял Cadillac V8 до 100 км/ч.
Базовое шасси предлагалось с девятью вариантами кузовов — от 3-местного купе до 7-местного лимузина. Все они имели задние барабанные тормоза с механическим приводом, крупные 27-дюймовые колеса артиллерийского типа и заказные кузова (Fleetwood, Brewster, Fisher и т.д.) с улучшенной отделкой. Самый дешевый Cadillac Type 51 в варианте туринг можно было приобрести за внушительные 1975 долларов (60 тыс. по современному курсу), тогда как престижный лимузин стоил от 3600$ (108 тыс.). Несмотря на приличную стоимость, Cadillac V8 имел неплохой спрос, и за первый год своих покупателей нашли 13 тыс. автомобилей. Несколько из них даже попали в правительственный гараж президента США Вудро Вильсона. На следующий год появилась более мощная 77-сильная версия Type 51, а в 1917 году на производство поступил Cadillac Type 55 мощностью 79 л. с., который насчитывал 15 типов кузовов.
Благодаря серии Cadillac 51 8-цилиндровый мотор фактически стал стандартом американского автомобиля, сначала в престижном классе, а с появлением Ford V8 и в недорогом, массовом сегменте. В 1930 году на смену Кадиллак V8 пришла знаменитая серия 355. Впрочем, это уже совсем другая история.