Citroen 2CV: история легендарного «Де шво»

Citroen 2CV: история легендарного «Де шво»

26 марта 2023 0 Автор autohs.ru

Citroen 2CV — оставил заметный след в истории автомобилестроения, став примером оригинальности и примитивизма. Фактически 2CV, или «Де шво» как он зовется на родине, посадил французскую нацию на колеса. Наряду с другими народным автомобилями, Citroen 2CV стал одним из символов XX века.

История создания Citroen 2CV

Citroen TPV
Предвоенный прототип Citroen TPV

В середине 1930-х руководитель компании Ситроен — Пьер-Жюль Буланже загорелся идеей создания простого и дешевого автомобиля «для крестьян». Проект под кодовым названием TPV («Tout Petit Voiture», дословно «совсем маленький автомобиль») был заложен в 1936 году, одновременно с другим знаменитым народным автомобилем, вошедшим в историю как Фольксваген Жук (Volkswagen Käfer). Предпосылки создания обеих машин были одинаковыми, но реализация существенно отличалась. В Германии Käfer проектировался как полноценный 4-местный комфортабельный автомобиль для высокоскоростных дорог, а вот подход французов несколько отличался. Пьер Буланже заявлял своим инженерам буквально следующее: «сделайте мне машину простую и выносливую, способную перевозить двух взрослых человек и два мешка картошки». Ведущий конструктор Андрэ Лефевр все понял как надо, и уже в 1937 году на свет появился первый «Гадкий утенок».

Citroen 2CV Прототип
Изначально Citroen TPV комплектовался ручным стартером, заменить его на электрический удосужились только когда прототип испытали женщины

Прозвище оправдывал внешний вид прототипа. Это был 4-дверный автомобиль с простейшим деревянным кузовом и дюралевым шасси. Спереди на заостренном «носу» торчала единственная фара, а сиденьями послужили своеобразные «гамаки» — алюминиевые трубки с натянутыми на них кусками материи. Под широким капотом находился 2-цилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 375 см3 и мощностью 8 л.с. Интересно, что Лефевр для своей народной машины выбрал весьма прогрессивную и неочевидную для тех лет переднеприводную, переднемоторную компоновочную схему. Напомним, что тогда для автомобилей малого класса наиболее перспективной считалась заднемоторная компоновка с приводом на заднюю ось. Однако как показало время, истина уже тогда была на стороне французского подхода.

Ситроен TPV
Интерьер прототипа был упрощен до предела

Посчитав, что Citroen TPV вышел уж слишком простым и аскетичным, к концу 1937 года машину немного улучшили. Кузов получил металлический каркас и алюминиевые внешние панели, а ручной стартер заменили на электрический. К середине 1939 года успели построить и испытать 250 прототипов будущего Citroen 2CV. Его дебют предполагался на осеннем Парижском автосалоне, но в планы вмешалась война. Как только немецкий сапог вступил на французскую землю, Буланже приказал несколько прототипов спрятать, а все остальные машины уничтожить — дабы те не достались врагу.

Конструкция и технические характеристики

Citroen 2CV Suspension
Ход подвески 2CV — 200 мм, кренился он при этом немилосердно, зато идеально подходил для аграриев

Несмотря на оккупацию в секретном порядке работы по машине продолжились. В 1944 году, кода немцев прогнали, они развернулись в полную силу, а новым конструктом стал Жан Кедью. Он решил модернизировать и облагородить машину, сохранив изначальную концепцию. От дефицитных и дорогих алюминиевых сплавов решительно отказались, заменив их на тяжелую, но более технологичную сталь.

Оппозитный 2-цилиндровый двигатель переделали под воздушное охлаждение и установили новую алюминиевую ГБЦ с полусферическими камерами сгорания, после чего мощность мотора возросла до 9 л.с. В пару к мотору определили новую 4-ступенчатую МКПП (на довоенной машине была 3-ступенчатая МКПП). Кроме того внедрили новую независимую подвеску на продольных рычагах с хитрыми горизонтальными гасителями колебаний. Эта подвеска стала одним из шедевров инженерного искусства фирмы Ситроен, и при своей простой конструкции обеспечивала прекрасную плавность хода, что на послевоенных европейских дорогах оказалось весьма кстати.

Схема подвески Citroen 2CV
В подвеске инженеры Ситроен реализовали простую и очень надежную конструкцию на продольных рычагах с пружинными демпферами, закрепленными горизонтально к несущему основанию кузова

Стараниями штатного ситроеновского дизайнера Фламинио Бертони, кузов «Де шво» стал более округлым и приятным на вид. Citroen 2CV обзавелся второй фарой головного света, нормальными сиденьями на трубчатом каркасе и оригинальным односпицевым рулем, который вскоре станет фирменной чертой многих послевоенных Ситроенов.

Тип кузоваседан
Годы выпуска1949-1989
Тип двигателябензиновый, H2
Объем двигателя, см3375-602
Наименование двигателя (мощность л.с.)- (9-29)
Приводпередний
Колесная база, мм2400
Длина, мм3780-3860
Ширина, мм1480
Высота, мм1600
Снаряженная масса, кг490-600

Послевоенный успех

Citroen 2CV
Автомобиль на Парижском автосалоне, 1948 год

Дебют автомобиля состоялся на Парижском автосалоне в октябре 1948 года, а в июне 1949-го стартовала серийное производство. Автомобильные критики встретили машину скептически, посчитав ее слишком простой и уродливой. Однако рынок все расставил по своим местам. Как только Citroen 2CV появился в продаже, покупатели оформили тысячи предзаказов растянув очередь на 6 лет! Французам было плевать на низкий комфорт, слабый мотор или кузов с матерчатой крышей, ведь стоил 2CV до смешного мало — заводской ценник составлял всего 380 тысяч франков! К примеру ближайший конкурент Renault 4CV стоил 420 тысяч, а за флагманский Citroen Traction Avant просили баснословные 1 млн 70 тысяч франков!

Ситроен 2СВ
2CV для многих французов стал первым и любимым автомобилем

Скромный «Де шво» стал по-настоящему народным автомобилем, а его выпуск рос как на дрожжах: за 1949 год произвели 876 единиц, в 1950-м — 6196, а пять лет спустя завод в Леваллуа-Перре ежегодно клепал по 105 тысяч машин! Это был несомненный успех, но почивать на лаврах французы не собирались и год от года продолжали улучшать свою машину. Вскоре появились дисковые тормоза, серьезно пополнился список допоборудования, а мощность мотора с 9 л.с. возросла до 29. Однако в целом, это был все тот же максимально простой и выносливый автомобиль, спроектированный еще по довоенным стандартам. Тем не менее в родной Франции 2CV продержался на конвейере, страшно подумать, аж до 1988 года! Еще два года машину выпускали в Португалии, после чего окончательно отправили на пенсию.

На ровне с Фольксвагеном Жук, Ситроен 2CV стал одним из самых массовых автомобилей в истории — за 42 года было выпущено 5 114 925 автомобилей!