Citroen 2CV: история легендарного «Де шво»
26 марта 2023Citroen 2CV — оставил заметный след в истории автомобилестроения, став примером оригинальности и примитивизма. Фактически 2CV, или «Де шво» как он зовется на родине, посадил французскую нацию на колеса. Наряду с другими народным автомобилями, Citroen 2CV стал одним из символов XX века.
История создания Citroen 2CV
В середине 1930-х руководитель компании Ситроен — Пьер-Жюль Буланже загорелся идеей создания простого и дешевого автомобиля «для крестьян». Проект под кодовым названием TPV («Tout Petit Voiture», дословно «совсем маленький автомобиль») был заложен в 1936 году, одновременно с другим знаменитым народным автомобилем, вошедшим в историю как Фольксваген Жук (Volkswagen Käfer). Предпосылки создания обеих машин были одинаковыми, но реализация существенно отличалась. В Германии Käfer проектировался как полноценный 4-местный комфортабельный автомобиль для высокоскоростных дорог, а вот подход французов несколько отличался. Пьер Буланже заявлял своим инженерам буквально следующее: «сделайте мне машину простую и выносливую, способную перевозить двух взрослых человек и два мешка картошки». Ведущий конструктор Андрэ Лефевр все понял как надо, и уже в 1937 году на свет появился первый «Гадкий утенок».
Прозвище оправдывал внешний вид прототипа. Это был 4-дверный автомобиль с простейшим деревянным кузовом и дюралевым шасси. Спереди на заостренном «носу» торчала единственная фара, а сиденьями послужили своеобразные «гамаки» — алюминиевые трубки с натянутыми на них кусками материи. Под широким капотом находился 2-цилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 375 см3 и мощностью 8 л.с. Интересно, что Лефевр для своей народной машины выбрал весьма прогрессивную и неочевидную для тех лет переднеприводную, переднемоторную компоновочную схему. Напомним, что тогда для автомобилей малого класса наиболее перспективной считалась заднемоторная компоновка с приводом на заднюю ось. Однако как показало время, истина уже тогда была на стороне французского подхода.
Посчитав, что Citroen TPV вышел уж слишком простым и аскетичным, к концу 1937 года машину немного улучшили. Кузов получил металлический каркас и алюминиевые внешние панели, а ручной стартер заменили на электрический. К середине 1939 года успели построить и испытать 250 прототипов будущего Citroen 2CV. Его дебют предполагался на осеннем Парижском автосалоне, но в планы вмешалась война. Как только немецкий сапог вступил на французскую землю, Буланже приказал несколько прототипов спрятать, а все остальные машины уничтожить — дабы те не достались врагу.
Конструкция и технические характеристики
Несмотря на оккупацию в секретном порядке работы по машине продолжились. В 1944 году, кода немцев прогнали, они развернулись в полную силу, а новым конструктом стал Жан Кедью. Он решил модернизировать и облагородить машину, сохранив изначальную концепцию. От дефицитных и дорогих алюминиевых сплавов решительно отказались, заменив их на тяжелую, но более технологичную сталь.
Оппозитный 2-цилиндровый двигатель переделали под воздушное охлаждение и установили новую алюминиевую ГБЦ с полусферическими камерами сгорания, после чего мощность мотора возросла до 9 л.с. В пару к мотору определили новую 4-ступенчатую МКПП (на довоенной машине была 3-ступенчатая МКПП). Кроме того внедрили новую независимую подвеску на продольных рычагах с хитрыми горизонтальными гасителями колебаний. Эта подвеска стала одним из шедевров инженерного искусства фирмы Ситроен, и при своей простой конструкции обеспечивала прекрасную плавность хода, что на послевоенных европейских дорогах оказалось весьма кстати.
Стараниями штатного ситроеновского дизайнера Фламинио Бертони, кузов «Де шво» стал более округлым и приятным на вид. Citroen 2CV обзавелся второй фарой головного света, нормальными сиденьями на трубчатом каркасе и оригинальным односпицевым рулем, который вскоре станет фирменной чертой многих послевоенных Ситроенов.
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1949-1989 |
Тип двигателя | бензиновый, H2 |
Объем двигателя, см3 | 375-602 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | - (9-29) |
Привод | передний |
Колесная база, мм | 2400 |
Длина, мм | 3780-3860 |
Ширина, мм | 1480 |
Высота, мм | 1600 |
Снаряженная масса, кг | 490-600 |
Послевоенный успех
Дебют автомобиля состоялся на Парижском автосалоне в октябре 1948 года, а в июне 1949-го стартовала серийное производство. Автомобильные критики встретили машину скептически, посчитав ее слишком простой и уродливой. Однако рынок все расставил по своим местам. Как только Citroen 2CV появился в продаже, покупатели оформили тысячи предзаказов растянув очередь на 6 лет! Французам было плевать на низкий комфорт, слабый мотор или кузов с матерчатой крышей, ведь стоил 2CV до смешного мало — заводской ценник составлял всего 380 тысяч франков! К примеру ближайший конкурент Renault 4CV стоил 420 тысяч, а за флагманский Citroen Traction Avant просили баснословные 1 млн 70 тысяч франков!
Скромный «Де шво» стал по-настоящему народным автомобилем, а его выпуск рос как на дрожжах: за 1949 год произвели 876 единиц, в 1950-м — 6196, а пять лет спустя завод в Леваллуа-Перре ежегодно клепал по 105 тысяч машин! Это был несомненный успех, но почивать на лаврах французы не собирались и год от года продолжали улучшать свою машину. Вскоре появились дисковые тормоза, серьезно пополнился список допоборудования, а мощность мотора с 9 л.с. возросла до 29. Однако в целом, это был все тот же максимально простой и выносливый автомобиль, спроектированный еще по довоенным стандартам. Тем не менее в родной Франции 2CV продержался на конвейере, страшно подумать, аж до 1988 года! Еще два года машину выпускали в Португалии, после чего окончательно отправили на пенсию.
На ровне с Фольксвагеном Жук, Ситроен 2CV стал одним из самых массовых автомобилей в истории — за 42 года было выпущено 5 114 925 автомобилей!