Hanomag Kommissbrot: народный автомобиль по-немецки

Hanomag Kommissbrot: народный автомобиль по-немецки

28 августа 2024 Выкл. Автор autohs.ru

1920-е годы ХХ века в Европе стали временем появления самых невероятных, но весьма прогрессивных конструкций легкового автомобиля. Германия, как наиболее пострадавшая из стран-участниц войны, лишившаяся производственных мощностей и квалифицированных кадров, больше всего нуждалась в простых и дешевых средствах передвижения. В результате в стране возникло множество мелких фирм по изготовлению примитивных машин с фанерными кузовами и слабосильными моторами. Наиболее характерным из них стал Hanomag Kommissbrot, который приобрел мировую известность, даже несмотря на свой убогий вид.

Hanomag Kommissbrot

Hanomag 2-10 PS
Кроме самого дешевого открытого варианта Ганомаг Коммиссброт выпускался в кузове седан и ландо

Kommissbrot разработал талантливый немецкий инженер Фиделис Бёлер в 1923 году. Самостоятельно организовать производство своего автомобиля ему оказалось не под силу и он обратился к знаменитому обществу Hanomag (Hannoverische Maschinenbau Actien Gesellschaft), выпускавшему в былые, лучшие для себя годы, паровозы и паровые грузовики. Оставшись без крупных военных заказов, идею наладить производство небольших автомобилей в Hanomag восприняли с воодушевлением и в 1925 году наладили серийное производство Hanomag 2/10 PS.

Дебют автомобиля вышел ошеломляющим, причем ошеломляющим со знаком минус. На немцев Hanomag 2/10 PS произвел неизгладимое впечатление своим неказистым и удивительно простецким внешним видом. Он имел единственную фару, почти одинаковые переднюю и заднюю части и огромные деревянные спицованные колеса артиллерийского типа. За свой внешний вид автомобиль тут же прозвали Kommissbrot (с нем. «хлеб коммивояжера»), имея в виду горбушку хлеба — основную еду бедняков. Впрочем, довольно скоро антипатия переросла в народную любовь, после того как немцы осознали, что перед ними хоть и простой, но при этом дешевый и полноценный 2-местный автомобиль.

Hanomag Kommissbrot Engine
Масса автомобиля в зависимости от кузова достигала 370-430 кг. При этом он мог разгоняться до 60 м/ч, а его средний расход не превышал 5 л на 100 км

При создании машины Бёлер следовал наиболее рациональной компоновке и стремился к максимальной экономии материалов. Кузов, собранный на деревянном каркасе и обшитый тонкими стальными листами, был посажен на полустальную лонжеронную раму с архаичными деревянными секциями посередине. В ее передней части на поперечной рессоре была смонтирована независимая передняя подвеска, а сзади на пружинах и на продольных тягах подвешена ведущая ось. Весь силовой блок состоящий из 1-цилиндрового верхнеклапанного(!) 10-сильного мотора и 3-ступенчатой механической коробки передач, располагался между задними колесами. Крутящий момент на задние колеса передавался посредством цепной передачи на жестко закрепленную на задней оси ведомую звездочку. Дифференциал в таком приводе отсутствовал в принципе — этот недостаток частично компенсировала узкая колея в 910 мм. Из других особенностей Hanomag Kommissbrot можно отметить термосифонное водяное охлаждение, механические барабанные тормоза на ведущей оси и ручной пусковой механизм с рычагом между сидений.

Дешевый народный автомобиль

Hanomag Kommissbrot 2-10 PS
Автомобиль сошел со сцены уже в 1928 году. Немцы разбогатели и столь простой и примитивный автомобиль стал уже никому не нужен. Впрочем, к заднеприводным, заднемоторным микромобилям им пришлось вернуться уже спустя 15 лет

В плане компоновочных решений Hanomag Kommissbrot предвосхитил все будущие микролитражные автомобили: по такой же схеме были построены Volkswagen Beetle, Fiat 600, Mercedes-Benz 130 и многие другие популярные машины. Ну а тогда, в середине 1920-х покупателей подкупала прежде всего низкая цена. В салонах дилеров миниатюрный Ганомаг стоил всего 2 тыс. марок — в 5-6 раз дешевле, чем среднеразмерный Мерседес.

Впрочем, какого-то серьезного коммерческого успеха автомобиль не снискал. За 3,5 года было продано всего 15 775 экземпляров. И дело тут даже не в том, что Коммиссброт имел отталкивающий, непривлекательный внешний вид, а в том, что к концу 1920-х достаток немцев значительно вырос, и настолько примитивные автомобили им стали попросту неинтересны.