Hotchkiss Gregoire: лучший европейский автомобиль 1950-х

Hotchkiss Gregoire: лучший европейский автомобиль 1950-х

31 января 2025 Выкл. Автор autohs.ru

В мировой истории фирма Hotchkiss прежде всего запомнилась как производитель самого разнообразного оружия. Между тем был период когда под этой маркой выпускались весьма массивные, качественные и очень прочные автомобили. Наибольший ее «успех» на этом поприще, связан с Жаном Альбером Грегуаром — непризнанным гением автомобильного мира. Его главным изобретением стали шарниры равных угловых скоростей Tracta. Кроме того, он конструировал легкие алюминиевые кузова, пневматические подвески, двигатели, мотоциклы и электромобили. Без преувеличений, это были выдающиеся разработки, но всем им без исключения сопутствовал полнейший провал. Аналогичная судьба постигла Hotchkiss Gregoire (Гочкисс Грегуар). Многие считали его лучшим автомобилем XX века, другие — самой уродливой машиной на планете. Удивительно, но в определенной мере были верны оба этих утверждения…

Hotchkiss Gregoire

Жан Альбер Грегуар
Жан Альбер Грегуар рядом со своей машиной

Еще в начале 1920-х годов Грегуар вознамерился создать автомобиль ключевой особенностью которого станет легкий и прочный алюминиевый кузов. В предвоенные годы он занимался подбором подходящего алюминиевого сплава, а к началу войны его работы оформились в легкий малогабаритный автомобиль с несущим основанием из материала Alpax (алюминиевого сплава с добавлением меди, магния и кремния). Свои наработки он предложил фирме Панар-Левассор, а та воплотила их в очень удачной и красивой переднеприводной машине Panhard Dyna. Впрочем, по мнению Грегуара, в процессе создания Дина потеряла свой изначальный шарм, и конструктор принялся за постройку новой, еще более совершенной машины.

В 1946 году Грегуар продемонстрировал прототип ее кузова представителям фирмы Hotchkiss. Вскоре они продули макет автомобиля в аэродинамической трубе и, весьма впечатлившись результатами, согласились на организацию его серийного производства. Пять лет ушло на разработку и доводку машины, и наконец в 1951 году миру был представлен весьма экстравагантный автомобиль, получивший название в честь своего создателя.

Hotchkiss Gregoire Chassis
Двигатель Hotchkiss Gregoire был вынесен за переднюю ось

Hotchkiss Gregoire получил очень прогрессивную конструкцию с несущим алюминиевым кузовом, оппозитным верхнеклапанным 4-цилиндровым 70-сильным мотором и полностью синхронизированной 4-ступенчатой коробкой передач. От нее крутящий момент посредством двух качающихся валов с шарнирами равных угловых скоростей Тракта передавался на передние колеса. Подвески всех колес были независимыми с гидравлическими амортизаторами. Спереди они подвешивались на двух поперечных рычагах и винтовых пружинах, а задние монтировались на торсионной подвеске с продольными рычагами, винтовыми горизонтальными пружинами и механизмом регулировки жесткости. Тормоза — барабанные с гидроприводом, рулевое управление — реечное.

Передовая техника сочеталась с весьма своеобразным обликом. Автомобиль имел округлые обтекаемые формы, очень широкие передние крылья и капот аллигаторной формы с массивной фальшрадиаторной решеткой. При этом кузов был немного заужен на конце и повторял форму капли воды, как следствие Hotchkiss Gregoire достигал минимального, по тем временам, коэффициента аэродинамического сопротивления — 0,38. Это помогало ему достигать предельной скорости в 145 км/ч и расходовать не более 9 л на 100 км. При этом, как отмечали немногочисленные владельцы, на высоких скоростях Gregoire не досаждал сильными аэродинамическими шумами, что говорит о грамотной проработке внешних форм.

Самый недооцененный автомобиль 1950-х

Hotchkiss Gregoire 1951-1953
Hotchkiss Gregoire с массивными передними крыльями пришелся по вкусу не всем

На обывателей новый французский автомобиль произвел двойственное впечатление. Одни называли его очередным техническим шедевром Грегуара, а другие — самой уродливой машиной на свете. Французская пресса откровенно издевалась над конструктором, а многие клиенты, оформившие предзаказ, не сумев справиться с общественным мнением, делали возврат. Впрочем, сам Жан Альбер Грегуар не унывал и продолжал улучшать свою машину. В 1953 году ее мощность достигла 90 л.с., после чего Hotchkiss Gregoire стал первой машиной французского производства, преодолевшей рубеж скорости в 150 км/ч.

Конечно, дело было не только во внешности. Hotchkiss Gregoire с кузовом из алюминиевого сплава был сложен и очень дорог в производстве, в итоге стоимость автомобиля достигала 2,8 млн французских франков! Для сравнения, переднеприводный Citroen Traction Avant стоил 1,2 млн, Panhard Dyna — 800 тыс., а Volkswagen Beetle — 700 тыс. франков. Грегуар пытался удешевить машину путем замены части алюминиевых кузовных панелей на стальные, но кроме прибавки в весе на 75 кг это ничего не дало.

Гочкисс Грегуар
Грегуар имел очень качественный и хорошо отделанный салон

Тем временем у автомобильного подразделения Гочкисс начались финансовые проблемы, и убыточную модель пришлось снять с производства, едва выпустив 247 экземпляров. Дальнейшая судьба марки вышла печальной, и после неудачного слияния с фирмой Delahaye в середине 1950-х компания Hotchkiss прекратила выпуск автомобилей. Сам же Жан Альбер Грегуар и далее продолжил эксперименты в сфере применения легких материалов и даже построил несколько спортивных машин на шасси Gregoire, которые оборудовались низкими и изящными открытыми кузовами работы ателье Chapron. Впрочем, это уже совсем другая история.