История Citroen GS
06 ноября 2024К началу 1960-х фирма Ситроен представляла собой весьма крепкое предприятие с ежегодным производственным тиражом в 250 тыс. автомобилей. Своему успеху она была обязана простым и недорогим малолитражкам Citroen 2CV и Ami, а также крупной и престижной модели DS, рассчитанной на потребителей с высоким достатком. В более популярном среднем ценовом диапазоне, марка «двойного шеврона» не была представлена от слова совсем. Разработка такой машины французами велась еще с середины 1950-х, но лишь в 1970 году среднеразмерный Citroen GS наконец-то поступил на производство.
Citroen GS
Первый подход к машине среднего класса французы сделали в 1956 году, сразу после появления «Богини» (Citroen DS). Тогда на Парижском автосалоне они представили крайне необычный концепт Citroen C-10 Coccinelle (в переводе «Божья коровка») выполненный в виде большой мотоколяски с каплевидным обтекаемым кузовом. Автором необычной модели стал Анри Лефевр — непревзойденный инженер, создатель легендарной модели DS и не менее легендарного Traction Avant. Как следствие, Coccinelle получил привод на передние колеса, фирменную гидропневматическую подвеску и 12-сильный моторчик от «Де-Шво». Реализовать тогда столь футуристичный автомобиль в серийном производстве оказалось невозможно, поэтому в 1960 году дебютировал следующий концепт Citroen C-60. Внешне он напоминал уродливую помесь Ami и DS, поэтому никакого ажиотажа не произвел. Не повезло и следующему прототипу с рабочим названием Projet F. Четырехдверный хетчбэк со смелыми рубленными формами и двигателем Ванкеля так и не смогли довести до ума, а после выхода эпохального Renault 16, проект и вовсе закрыли.
В итоге потратив 10 лет практически впустую, руководитель Citroen Пьер Берк перезапустил проект, а его осуществление поручил дизайнеру Роберу Опрону, пришедшему в Ситроен лишь в 1962 году. Свежая кровь оказалась как нельзя кстати. В 1968 году был готов первый прототип Projet G, а в 1970 году он переродился в серийный Citroen GS.
Автомобиль получил довольно необычный по тем временам кузов типа фастбэк с резко обрезанным задком, который в аэродинамике получил собственное название «хвост Камма». Подобный дизайн впервые продемонстрировал конструктор Вунибальд Камм еще в 1938 году, но широкого распространения его идеи не получили. Столь диковинное кормовое завершение послужило значительному улучшению обтекаемости, а коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,32. Для примера аналогичный показатель у конкурирующего Рено 16 составлял 0,39.
В техническом отношении Citroen GS в значительной степени повторял старшую модель DS. Он получил фирменную гидропневматическую подвеску на поперечных рычагах спереди и продольных сзади, дисковые тормоза всех колес и рулевое управление с усилителем. При этом силовая гамма оказалась значительно скромнее. Изначально предлагался маломощный 55-сильный 4-цилиндровый оппозитный мотор объемом 1 л. Год спустя в гамму ввели 1,2-литровый мотор мощностью 60 л.с. (позднее его объем составил 1,3 л, а мощность — 66 л.с.). Все эти агрегаты работали в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач или опциональным 3-ступенчатым «полуавтоматом» C-matic. Несмотря на небольшую мощность, передвигался Citroen GS вполне уверенно. Благодаря низкому весу (900-950 кг) и отменной аэродинамике, он развивал довольно внушительные 155-160 км/ч, а разгон до 100 км/ч в варианте с самым мощным мотором составлял 16,5 сек.
Интерьер автомобиля, разработанный Мишелем Арманом, выглядел весьма презентабельно. В максимальной комплектации он содержал удобные сиденья с велюровой отделкой, фирменный односпицевый руль от модели DS, оригинальную комбинацию приборов с барабанным спидометром и радиоприемник.
Успех среднего Ситроена
Дебют Citroen GS вышел ошеломительным. Всего через месяц после начала продаж в очередь на новинку выстроились 45 тыс. человек. Ладно скроенный, симпатичный автомобиль нашел своих почитателей и за пределами Франции. Его сборка была запущена на предприятиях в Испании, Югославии, Португалии, Чили и ЮАР. Впрочем, поправить финансовое состояние компании Ситроен GS уже не мог. В 1960-х фирма сделала ряд дорогостоящих покупок: в 1965 году приобрела марки Panhard и Berliet, а в 1968-м завладела компанией Maserati. Кроме того, совместно с немцами из NSU французы ввязались в проект по созданию роторного двигателя Comotor, окончившийся полной неудачей и многомиллионными убытками. В результате в 1974 году фирма Citroen в очередной раз обанкротилась и вскоре по решению французского правительства перешла под контроль компании Peugeot, образовав тем самым концерн PSA.
Впрочем, на модели GS все эти перипетии никак не сказались. В 1979 году с конвейера сошел последний автомобиль этой серии, а к тому моменту его производственный тираж составил 1 млн 897 тыс. экземпляров! Ему на смену пришел модифицированный вариант Citroen GSA с новым внешним оформлением и полноценным 5-дверным кузовом хетчбэк. На отметке 577 тыс. выпущенных экземпляров в 1986 году GSA покинул производственную программу, а его место занял великолепный Citroen BX. Впрочем, о нем мы уже рассказывали.