Зарубежные автомобильные выставки в СССР
09 ноября 2024Ввиду особой экономической формации советские граждане в большинстве своем были лишены возможности владения собственным автомобилем. Ситуация стала меняться после запуска Волжского автомобильного завода: если в 1960 году в Советском Союзе было выпущено 139 тыс. легковых автомашин, то десятилетие спустя все предприятия страны изготовили 344 тыс. легковушек. Впрочем, даже несмотря на этот уверенный рост, по степени автомобилизации СССР значительно отставал от передовых стран. Капиталисты это прекрасно осознавали и не упускали возможности напомнить советским гражданам о превосходстве западной экономической модели, ведь в одних только США в 1970 году было выпущено 8 млн машин. Впервые к американской автомобильной мечте советские граждане прикоснулись в 1959 году, когда в Москве состоялась Американская национальная выставка, где концерны GM, Chrysler и Ford представили свои лучшие автомобили. На наших граждан, не избалованных товарным разнообразием, огромные, сияющие хромом машины произвели неизгладимые впечатления!
Американская автовыставка в Сокольниках 1959 год
Первая в Советском Союзе зарубежная автовыставка длилась шесть недель и, помимо автомобильной части, включала демонстрацию сельскохозяйственных машин, электроприборов, мебели, одежды, предметов искусства и многих других экспонатов, так или иначе демонстрирующих величие американской экономики. Впрочем, ажиотаж вызвали именно автомобили.
Фирма General Motors продемонстрировала все свои марки, в том числе знаменитые «хвостатые Кадиллаки», ставшие символом эпохи «детройтского барокко». Большое внимание привлек выполненный в разрезе седан Chevrolet Impala, оборудованный 5,7-литровым 280-сильным мотором V8. Кроме того, на стенде Шевроле засветился небольшой, но весьма привлекательный Chevrolet Corvette C1. Концерн Форд отметился первой «персоналкой» Ford Thunderbird и массовыми моделями Ford Galaxy и Edsel Corsair, а немного поодаль стоял роскошный Continental Mark IV. Продукция фирмы Крайслер была представлена автомобилями DeSoto Fireflite, Pontiac Bonneville и представительским седаном Imperial 1959 модельного года.
Всего на выставке было представлено 22 автомобиля, из которых несколько осталось в СССР. Так, Plymouth Belvedere, перекрашенный в черный цвет, был выкуплен американским посольством, а после списания в конце 1960-х попал на Мосфильм, где снялся в таких фильмах, как «Выстрел в тумане» (1963 г.), «Два воскресенья» (1963 г.) и т.д.
Простому советскому гражданину завладеть американской машиной не было никакой возможности, поэтому посетителям выставки раздавали информационные брошюры с подробным описанием всей выпускаемой заокеанскими автомобилестроителями продукцией. Впрочем, некоторые листовки несли мощный пропагандистский заряд, описывая всю мощь американской автопромышленности и безбедную жизнь тамошних рабочих.
За шесть недель Американскую автовыставку в Сокольниках посетило 2,7 млн человек. Нельзя сказать, что она перевернула сознание наших граждан, но определенный культурный шок они испытали. Новенькие, очень мощные машины красноречиво говорили о несомненно высоком уровне жизни. Впрочем, воспитанные на идеях коллективизма и аскетизма, многие советские граждане искренне недоумевали, зачем строить столь большие и прожорливые машины мощностью 300 л.с. Иные, напротив, мечтали такие машины приобрести, пересчитывая в уме их стоимость на советские деньги.
Выставка Mercedes-Benz в Сокольниках 1973 год
Следующая крупная зарубежная автомобильная выставка состоялась в феврале 1973 года. Она была инициирована фирмой Мерседес-Бенц и занимала два этажа пятого павильона в парке Сокольники. В экспозиции были представлены практически весь модельный ряд компании, а также уникальный роторно-поршневой концепт-кар Mercedes-Benz С-111. В отличие от американцев, немцы преследовали вполне конкретные коммерческие цели, поэтому в экспозицию были включены грузовые и специализированные машины различного назначения.
По итогам выставки между фирмой из ФРГ и советским правительством завязались довольно крепкие отношения: в 1974 году компания получила официальную аккредитацию, а в 1975-м осуществила контракт на поставку ста седельных тягачей Mercedes-Benz LS 2232 для Совтрансавто. В 1978 году состоялось так и вовсе немыслимое ранее событие — концерн Daimler-Benz AG стал официальным поставщиком XXII летних Олимпийских игр.
BMW на милицейской выставке в Москве 1973 год
Спустя пару месяцев после Mercedes-Benz, в Москву во главе с директором Эберхардом Кюнхаймом прибыла делегация BMW. Баварцы привезли несколько BMW 520i и BMW 2500 и 28 мотоциклов R-серии на 600-900 куб. см3, все в полицейском исполнении. В кулуарах выставки шли переговоры о постройке мотоциклетного завода БМВ мощностью 100 тыс. единиц в год, а также об организации производства 6-цилиндровых автомобильных моторов. Переговоры шли до 1975 года, но не увенчались успехом.
Следующий приход «баварских моторов» на советскую землю состоялся в феврале 1978 года во время Баварской промышленной выставки. Там, помимо прочих сельскохозяйственных и промышленных товаров посетители смогли ознакомиться с новейшей седьмой серией BMW E23 и «тройкой» BMW E21.
Автотехника Италия 1979 год
Пожалуй, самое невероятное событие в автомобильной жизни СССР состоялось в апреле 1979 года, когда в Москве прошла выставка «Автотехника Италия-79», где были представлены прототипы Alfa Romeo, Fiat, Ferrari, Pininfarina, Bertone, ItalDesign и Michelotti. В небольшом павильоне в Сокольниках посетителям были продемонстрированы самые настоящие шедевры итальянского автомобилестроения: прототипы Pininfarina Ferrari BB, Bertone Carabo, Bertone Lancia Stratos, Fiat X1/9, Pininfarina Sigma Grand Prix и многие другие известные итальянские концепты 1970-х (всего 22 автомобиля).
Вместе с машинами на выставку прибыли гранды мирового автодизайна Нуччо Бертоне и Серджио Пининфарина. Цель их визита так и осталась загадкой, но вряд ли столь именитые люди решили просто прогуляться по Москве.
Зарубежные автомобильные выставки в СССР
Больше всего в Советском Союзе проводили автомобильные выставки союзных социалистических стран: Польши, Чехословакии, Венгрии и т.д. Кроме того, иномарки можно было увидеть и на неавтомобильных выставках наподобие «Пожарная техника» или «Здравоохранение». Все они являлись значимым событием в жизни каждого советского автофаната, а печатная продукция, значки или модельки становились вожделенным предметом коллекции.