Лучшие автомобили Ситроен
14 ноября 2024В свои лучшие годы автомобильная фирма Ситроен, считалась жемчужиной мирового автомобилестроения, производителем самых оригинальных и совершенных конструкций. Увы, сегодня она растеряла свой шарм и высокий авторитет, превратившись в изготовителя усредненных, ничем не примечательных, машин. Однако, не будем о грустном, а лучше вспомним лучшие автомобили Ситроен за более чем вековую историю французской марки.
Citroen Traction Avant
С самого начала своей автомобильной деятельности Анри Ситроен был апологетом самых передовых решений. Так, его первый серийный автомобиль Citroen 10CV, появившийся в 1919 году, впервые в мировой практике получил электрическое освещение и усиленные двойные косозубые шестерни, ставшие эмблемой новой компании. Впрочем, главная сенсация состоялась немного позднее, в 1934 году, когда состоялся дебют новой модели Citroen Traction Avant. Это был великолепный приземистый автомобиль с первым в мире несущим цельносварным кузовом и передними ведущими колесами. Кроме того, на автомобиле нашли применение барабанные тормоза всех колес и передняя независимая торсионная подвеска. Коробка передач, сцепление и дифференциал были собраны в едином блоке, который монтировался непосредственно перед мотором. Последний имел 4- или 6-цилиндровую рядную конструкцию с верхним расположением клапанов и выдавал 32-78 л.с. При всем при этом Traction Avant имел очень привлекательную внешность с низким и широким кузовом с наклонной щитовидной решеткой радиатора и крупными дверями.
Поначалу столь революционный автомобиль был встречен весьма настороженно. Но после выпуска нескольких модификаций новинка получила заслуженное признание. Производство Traction Avant завершилось в 1957 году. Всего было выпущено 759 тыс. машин.
Citroen 2CV
Первый послевоенный успех компании Ситроен связан с малопривлекательной и очень дешевой моделью «Де-Шво» (Citroen 2CV). Разработанный еще до войны, этот легкий автомобиль имел простую и очень изящную конструкцию. В его основании находилось рамное шасси со всеми независимыми подвесками на продольных рычагах и специальных гасителях, закрепленных горизонтально на внешних сторонах лонжеронов. Такая хитроумная подвеска придавала 2CV великолепную плавность хода и непревзойденную проходимость, так как обеспечивала сохранение постоянного контакта колес с дорогой.
Под капотом «Де-Шво» находился простенький 2-цилиндровый оппозитный моторчик мощностью 9 л.с. Он был состыкован с 4-ступенчатой коробкой передач, крутящий момент от которой передавался к передним колесам. Вся эта механика скрывалась под хлипкими стальными панелями примитивного, но уже 4-местного закрытого кузова.
Citroen 2CV, дебютировавший в 1948 году, с ходу получил огромный успех. Обнищавшим французам было плевать на уродливую внешность или слабый мотор, ведь они заполучили полноценный 4-местный автомобиль стоимостью всего 380 тыс. франков (в три раза дешевле, чем «полноценный» Citroen Traction Avant). Первый французский народный автомобиль продержался на производстве больше 40 лет, а за это время его тираж составил 5 млн 114 тыс. экземпляров!
Citroen DS
Представленный в 1955 году Citroen DS произвел сенсацию и навсегда увековечил фирму Ситроен в истории автомобилестроения. Изящный и привлекательный автомобиль обладал огромным количеством инноваций, главная из которых — уникальная гидропневматическая подвеска, придававшая «Богине» (так машину назвали в народе) поистине «королевскую» плавность хода. При этом подвеска с гидроцилиндрами была лишь частью сложнейшей гидросистемы, включавшей в себя тормоза и усилитель рулевого управления. Возможности DS с этой системой были столь высоки, что автомобиль мог передвигаться без одного колеса и припадать или подниматься над землей на высоту от 90 до 280 мм.
Автором облика «Богини» стал легендарный Фламинио Бертони. Он придал ей весьма элегантный стиль низкого и вытянутого в передней части автомобиля с «воздушными» стойками ветровых стекол и изящно прикрытыми задними надколесными нишами. DS принадлежал к классу представительских автомобилей, поэтому имел все необходимое оснащение: автоматическую коробку передач, кожаную или велюровую обивку сидений, кондиционер и AM/FM радиоприемник. Кроме того, различные кузовостроительные фирмы могли собрать «Богиню» по индивидуальному заказу, исполнив все пожелания состоятельного клиента.
DS, ставший очередным шедевром Ситроен, продержался на конвейере 20 лет. За это время было выпущено 1 млн 456 тыс. единиц.
Citroen XM
Апогеем развития марки «двойного шеврона» стала модель XM, появившаяся в 1989 году. К тому времени Citroen уже успела обанкротиться и попасть под влияние фирмы Peugeot. Не склонные к авангарду соотечественники не стремились развивать гидропневматическое направление, как следствие, текущий представительский хетчбэк Citroen CX должен был остаться без наследника. Однако ситроеновцы совершили демарш и все-таки освоили производство нового флагмана под названием Citroen XM.
Автомобиль получил эффектный клиновидный кузов, традиционную гидропневматическую подвеску, щедро сбагренную современными электронными компонентами, и роскошный салон со всевозможными электроприводами. Титульная версия обзавелась мощным 200-сильным мотором, который в паре с 5-ступенчатой «механикой» превращал XM в весьма бодрый автомобиль. Не BMW M5, конечно, но свои 8,6 сек. до «сотни» и 235 км/ч максимальной скорости автомобиль выдавал исправно. Однако во главу угла создатели поставили все же комфорт. XM в буквальном смысле парил над дорогой: чувствительная электроника автоматически меняла жесткость гидравлических контуров каждого колеса, обеспечивая минимальный крен и недостижимую для обычных машин плавность хода.
Электроника вывела Citroen XM на небывалую высоту, но она же его и сгубила. Сложнейшая автоматическая система контроля подвески с кучей датчиков и разъемов оказалась на редкость капризной и требовала постоянного обслуживания и ремонта. В результате появившийся первый ажиотаж (за 1990 год успели продать 100 тыс. машин) быстро сошел на нет. Автомобиль худо-бедно покупали, но за следующие десять лет смогли реализовать всего 200 тыс. экземпляров. Вскоре фирма сделала еще одну попытку, выпустив странноватый флагман Citroen C6, но к тому времени он оказался уже никому не нужен.
Лучшие автомобили Ситроен
Сегодня фирма Ситроен является производителем весьма заурядных, хотя и вполне надежных, автомобилей, неспособных вызвать хотя бы толику былого восхищения. Настало время выверенных и просчитанных отделом маркетинга конструкций, способных принести максимальную прибыль при минимальных затратах. Воистину, «ab equis ad asinos».