ЗИЛ-134: история уникального советского вездехода

ЗИЛ-134: история уникального советского вездехода

21 марта 2025 Выкл. Автор autohs.ru

Пятидесятые годы прошлого века стали наиболее интересным периодом в истории отечественного автомобилестроения. Именно тогда советские автозаводы приступили к созданию экспериментальных многоосных машин повышенной проходимости. Лидером в этом направлении стал автозавод ЗИЛ. В 1957 году его специалисты построили уникальный 4-осный артиллерийский тягач ЗИЛ-134, который по своим параметрам проходимости не уступал, а в чем-то даже превосходил аналогичные машины гусеничного типа!

ЗИЛ-134

ЗИЛ-134 1957
Кабина ЗИЛ-134 имела большую площадь остекления, мощную систему отопления и командирский люк в крыше

Работы по созданию специального тягача повышенной проходимости на Московском автозаводе стартовали летом 1954 года, а уже в январе 1957-го группа специалистов во главе с легендарным конструктором В.А. Грачевым построила первый опытный образец, получивший обозначение ЗИЛ-134 (войсковой индекс АТК-6). Это был весьма крупный автомобиль с четырьмя равноудаленными ведущими мостами, двое из которых являлись управляемыми. Тягач проектировался без учета унификации с серийной продукцией, поэтому получил весьма прогрессивную конструкцию. В его основании находилась прочная лонжеронная рама, которая вместе со всеми агрегатами трансмиссии была помещена в герметизированный стальной корпус с плоским поддоном. Поверх этого корпуса единым целым были смонтированы бескапотная 3-местная кабина и стальная грузовая платформа с единственным откидывающимся задним бортом.

Между кабиной и бортовой платформой находилось моторное отделение, в котором располагалась экспериментальная 12-цилиндровая силовая установка (10,4 л, 240 л.с.), собранная из двух V-образных 6-цилиндровых, на тот момент еще опытных, моторов ЗИЛ-130. На ней впервые в практике завода ЗИЛ были установлены центробежный масляный фильтр, гидротолкатели клапанов, автоматическая муфта включения вентиляторов системы охлаждения и бензиновый предпусковой подогреватель. К двигателю, расположенному вперед маховиком, был пристыкован гидротрансформатор, а к нему через шестеренчатый редуктор подключена оригинальная 3-ступенчатая планетарная коробка передач с автоматическим переключением. От нее крутящий момент через карданную передачу передавался к двум 2-ступенчатым раздаточным коробкам, расположенным в промежутке между парой передних и задних мостов. Первоначально «раздатки» имели ручную блокировку дифференциалов, впоследствии их заменили на самоблокирующиеся.

ЗИС-134
Автомобиль мог преодолевать канавы шириной 1,5 м и эскарпы с высотой стенки 1 м. Последнее препятствие было непреодолимым для гусеничного вездехода ГАЗ-47

Еще одной важной новинкой ЗИЛ-134 стала ходовая часть с разнесенными главными передачами и всеми независимыми торсионными подвесками на двойных поперечных рычагах. Все колеса оснащались индивидуальными редукторами: передние управляемые приводились при помощи валов с шарнирами Rzeppa, задние — посредством карданных передач от ЗИС-150. Колесные редукторы позволили достичь внушительного дорожного просвета в 470 мм, а общий ход подвески составил 220 мм.

Непревзойденная проходимость

Артиллерийский тягач ЗИЛ-134
Герметичный корпус, независимые подвески, автоматическая трансмиссия с блокируемыми дифференциалами — все это серьезно увеличивало стоимость машины, однако погубил ее ненадежный 12-цилиндровый двигатель

Все это вкупе с крупными колесами размерностью 16,00-20, оснащенными системой подкачки шин, обеспечило ЗИЛ-134 великолепную проходимость. Он практически не уступал гусеничному транспортеру ГАЗ-47 и уверенно передвигался по снежному полю с толщиной покрова до 1,2 м, преодолевал рвы и канавы шириной 1,5 м, 20-градусные косогоры, подъемы крутизной 40°, 1,5-метровые броды (до начала всплытия) и валил деревья диаметром 35 см.

На шоссе вездеход развивал 58 км/ч, на воде — 1-2 км/ч. При этом расход топлива варьировался в пределах 95-165 л на 100 км. Впрочем, свою главную задачу ЗИЛ-134 выполнял исправно: при собственной грузоподъемности 5 т на бездорожье он буксировал прицепы полной массой до 9 т, а на шоссе этот показатель составлял 15 т. Более того, при специальной подготовке (требовалась загрузка 6,5-тонного балласта) автомобиль уверенно буксировал воздушные суда весом 60 т.

В общем, у Грачева получился весьма удачный артиллерийский тягач с невиданной доселе проходимостью. Впрочем, стать серийным ему было не суждено. Все из-за крайне ненадежного двигателя. Обеспечить стабильную и надежную работу агрегата, созданного из двух экспериментальных моторов, в конечном итоге так и не удалось. Кроме того, из-за использования оригинальных и весьма передовых технических решений, ЗИЛ-134 оказался невероятно дорогим. В итоге в 1959 году проект был закрыт, и СКБ ЗИЛ сосредоточилось на создании более простых и надежных многоосных вездеходов.