Сколько стоила военная техника нацистской Германии

Сколько стоила военная техника нацистской Германии

13 июня 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В конце 1930-х годов Германия, захваченная нацистами, превратилась в могучее государство, обладающее мощнейшей экономикой и передовыми средствами производства. К тому времени она достигла небывалого высокого уровня в создании автомобилей военного назначения, самолетов, кораблей, а также принципиально новых типов колесной и гусеничной бронетехники. Зачастую это были весьма совершенные, сложные и очень дорогие образцы вооружений, которые в конечном итоге легли тяжким бременем на немецкую экономику, и значительным образом поспособствовали поражению Третьего рейха.

Небольшая справка: к началу войны обменный курс доллара к рейхсмарке составлял 1 к 2,5. Если перевести марки в доллары США, то с учетом инфляции за последние 80 лет ее курс сейчас бы составил 794 российских рубля за 1 марку. Все эти подсчеты носят условный характер и экономического обоснования не имеют!

Стоимость автомобилей нацистской Германии

Mercedes-Benz во Второй мировой войне
Фирма Мерседес-Бенц — один из столпов нацистской промышленности — выпускала автомобили, авиационные и судовые двигатели

Предвоенная Германия являлась одной из немногих стран, которая выпускала автомобильную технику полностью из комплектующих собственного производства. Кроме того, в стране была введена строгая система государственного планирования и распределения заказов между несколькими избранными фирмами. Так, на роль основного поставщика грузовых автомашин была выбрана компания Опель, освоившая к тому времени производство достаточно простых грузовиков под названием Blitz («Молния»). Серия включала в себя многочисленные унифицированные задне- и полноприводные модели грузоподъемностью 1-3 т оборудованные 6-цилиндровым бензиновым мотором от легковушки Opel Kapitan. Самым массовым автомобилем в серии стал 3-тонный Opel Blitz 3,6-36S. Он поступил на производство в 1938 году, а всего за 6 лет было изготовлено 82 356 машин. Стоимость одного экземпляра Блитц в среднем составляла 4500 рейхсмарок. Для сравнения, престижный Mercedes-Benz 540K стоил 22 тысячи, среднеразмерный Opel Capitan 3500 марок, а микролитражный Adler Trumpf всего 2700 марок.

Трофейный автомобиль в СССР Опель Блитц
Опель Блитц 3,6-36S

Вместе с Opel Blitz основу моторизованных сил вермахта составляли тяжелые танковозы Büssing-NAG 4500 стоимостью 9,5 тыс. рейхсмарок, 3-тонные дизельные Mercedes-Benz L3000 за 7 тыс. и Borgward B3000 за 6,5 тыс. марок соответственно.

Легковой автопарк вермахта главным образом был представлен мобилизованными гражданскими машинами, а среди специализированной техники лидерство захватили простые открытые автомобили-кюбельвагены типа Volkswagen Typ 82. В техническом плане Тип 82 полностью соответствовал знаменитому Жуку (KdF Wagen) и имел заднее расположение 23-сильного оппозитного двигателя и шасси с независимыми рычажно-торсионными подвесками. Производство VW Typ 82 стартовало в 1940 году, а всего их было изготовлено 65 тыс. единиц, 15 тыс. из которых в амфибийном исполнении. Немецкое военное ведомство закупало кюбельвагены по цене в 2,7 тыс. марок. В войсках они использовались в качестве командных и разведывательных машин.

Танки и бронетехника

Мерседес-Бенц во Второй мировой войне
Одна немецкая подводная лодка типа VII стоила около 7 млн марок, что примерно эквивалентно 70 танкам Pz.V Пантера

Вся сила и мощь вермахта основывалась на танках. Самым распространенным из них был Panzerkampfwagen IV (Т-4). Он являлся одним из немногих танков Второй мировой, который оставался на производстве с самого ее начала и до полного разгрома Германии. Всего было выпущено 8600 машин в нескольких модификациях. В среднем стоимость машины не превышала 115 тыс. марок за единицу, что делало Pz. IV лидером немецких танков по показателю цена-эффективность. Для сравнения, знаменитая Пантера Pz. V стоила уже 125 тыс. рейхсмарок, а за Тигр Pz. VI машиностроительный концерн Henschel просил все 300 тыс. марок. Куда меньше стоили знаменитые полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. Машина 8-й серии оценивалась в 46 тыс. марок, а более тяжелый Sd.Kfz. 9 — в 60 тысяч.

Неизбежный провал

ГАЗ-ММ
Обычная «полуторка» ГАЗ-АА стоила 5800 советских рублей или исходя из предвоенного курса — 2700 немецких марок

К началу войны с Советским Союзом Германия представляла собой мощнейшее государство, вооруженные силы которого насчитывали 7,25 млн человек личного состава, 42 тыс. минометов и орудий, 4,3 тыс. танков и 3,9 тыс. самолетов. При этом немецкий ВВП на душу населения в 1940 году превышал советский в два с половиной раза. Тем не менее за счет быстрой мобилизации экономики и более эффективного расходования ресурсов Советский Союз сумел выстоять и одержать победу!