Автомобильное производство СССР в редких фотографиях

Автомобильное производство СССР в редких фотографиях

14 октября 2021 2 Автор autohs.ru

Автомобильная промышленность Советского Союза представляла собой мощнейшую отрасль производства. Если до войны в стране выпускалось не более 150 тысяч автомобилей, то после ее окончания, масштабы автомобильного производства возросли в десятки раз, а к 1980 году в стране производилось более 2 миллионов машин ежегодно. Вашему вниманию предлагаются редкие фотографии с автосборочных производств, некоторые из них публикуются впервые.

Рассвет индустрии

АМО-Ф-15
Сборка АМО Ф-15

Точкой отсчета в истории советского автопрома принято считать начало выпуска, в ноябре 1924 года, первого советского автомобиля АМО Ф-15. На самом деле советским его можно считать лишь отчасти, так как фактически АМО Ф-15 представлял собой незначительно переработанный итальянский грузовик Fiat 15 Ter, который планировали выпускать на АМО еще до революции. Тем не менее Ф-15 имел довольно высокую степень локализации. За исключением магнето и шарикоподшипников, грузовик собирался полностью из отечественных комплектующих.

Автомобильное производство СССР
Сборка задних мостов АМО

По-настоящему массовое производство автомобилей в СССР началось после запуска Горьковского (первоначально Нижегородского) автозавода в январе 1932 года. Там по лицензии американской фирмы Ford освоили выпуск грузовиков ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. В конце того же года с конвейера завода начали сходить первые массовые советские легковушки ГАЗ-А. В 1930 году автомобиль ГАЗ-А дал жизнь еще одному советскому автозаводу — КИМ. Впоследствии он перерастет в одного из флагманов отечественного автопроизводства завод — МЗМА/АЗЛК.

Горьковский автомобильный завод
Участок сборки шасси ГАЗ-АА

К середине 1930-х автомобильное производство СССР представляло собой серьезный комплекс предприятий с флагманами в лице АМО и ГАЗ. Уже в 1935 году эти два завода дали стране 97 тысяч автомобилей. Следующий год ознаменовал еще одну победу советской автопромышленности — по количеству выпущенных грузовых автомашин, СССР вышел на 2 место в мире, уступив лишь США. Подавляющее преобладание грузовиков в общем объеме национального автопроизводства (80-85%), характеризовалось стремительной индустриализацией и милитаризацией СССР.

Послевоенный период

Автомобильное производство СССР
Практиканты из Китая и ЗИС-150 на главном конвейере

После завершения Великой отечественной войны, автопромышленность СССР вышла на очередной этап своего развития. К производству готовились совершенно новые автомобили, которые впоследствии на десятилетие определили вектор развития отрасли. В 1946 году ГАЗ наладил выпуск М-20 Победа и ГАЗ-51. Годом позднее на МосЗИСе на производство поступил ЗИС-150, а Ярославский автозавод отметился 7-тонным ЯАЗ-200. Все эти машины практически не имели преемственности с довоенными моделями, а ЯАЗ-200 так и вовсе стал первым советским дизельным автомобилем.

Сборка ГАЗ М-20
Сборка автомобилей Победа

Кроме того согласно пятилетнему плану по восстановлению народного хозяйства началась не только реконструкция действующих автозаводов (ГАЗ, ЗИС, ЯАЗ, МЗМА, УАЗ и УралЗИС), но и строительство новых. Так в 1947 году в строй вступили — Минский автозавод (МАЗ) и Львовский автобусный завод (ЛАЗ). В 1949 году первую продукцию дал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), а двумя годами позднее — Кутаисский автозавод (КАЗ).

В 1955 году автомобильная промышленность СССР произвела 328 тысяч грузовых и 107 тысяч легковых автомобилей. При этом на экспорт ушло 13 тысяч машин. Специально под это дело в 1956 году была организована специализированная организация — В/О Автоэкспорт.

ГАЗ-21 Волга
Последняя Волга ГАЗ-21 на конвейере

В том же 1956 году на производство встал ГАЗ-21. Автомобиль Горьковского автозавода, отличался рядом передовых технических решений. Машина получила несущий трехобъемный кузов, двигатель увеличенной мощности, гипоидный задний мост и впервые в отечественной практике — автоматическую коробку передач.

Автомобильное производство СССР 1960-1970-х

Автопроизводсвто СССР
Сборка автомобилей МАЗ

Бурный рост экономики начала 60-х затребовал от автопредприятий новых автомобилей различного назначения. Как следствие существенно увеличился типаж выпускаемых автомобилей, в том числе за счет небольших автосборочных предприятий.

Автомобильное производство СССР
Участок рихтовки кузовов завода АЗЛК

В 1960 году Запорожский автозавод приступил к выпуску ЗАЗ-965. На УралАЗе годом позднее встал на конвейер Урал-375, а в 1964 году на ЗИЛе началось производство ЗИЛ-130. Последний стал одним из самых массовых советских автомобилей в истории (выпущено 3 млн 380 тысяч единиц). В том же 1964 году МЗМА освоил выпуск автомобиля Москвич-408. Вообще с выходом 408-го экспортные позиции СССР серьезно укрепились, в лучшие годы за рубеж уходило более половины от общего выпуска!

Автомобильное производство СССР ГАЗ-53А
Сборка ГАЗ-53А

В 1969 году все автозаводы Советского Союза собрали 844 186 автомобилей. Из них на экспорт отправилось — 212 068 машин.

В 1976 году вступил в строй новый завод по выпуску грузовых автомобилей — КамАЗ. Крупнейшее в Европе предприятие было рассчитано на производство трехосных грузовиков различных модификаций, а также дизельных двигателей. В феврале 1976 года Камский автозавод дал свою первую продукцию — КамАЗ-5320.

Запуск гиганта

ВАЗ-2101
Пятимиллионный автомобиль ВАЗ выпустил в октябре 1979 года

Несмотря на то, что выпуск автомобилей постоянно нарастал, в стране все еще оставался острый дефицит легковых автомобилей. Для решения этой проблемы в мае 1966 года был заключен контракт об организации производства Fiat 124 на территории СССР. Строительство шло ударными темпами, и уже в сентябре 1970 года с конвейера Волжского автозавода (ВАЗ) сошел первый автомобиль — ВАЗ-2101. Более того уже в декабре 1973 года новенький завод дал стране первый миллионный автомобиль!

Автомобили ВАЗ или Жигули как они обозначались в официальной продаже, отличались довольно современной конструкцией и высоким уровнем комфорта. Среди советских граждан в неофициальной «табели о рангах», Жигули ценились несколько больше нежели Москвичи — прежде всего за свою надежность.

ВАЗ-2121 Нива
ВАЗ-2121 Нива

Первый автомобиль собственной разработки специалисты Волжского автозавода создали в 1976 году. ВАЗ-2121 Нива представлял собой полноприводный легковой автомобиль, как тогда говорили «повышенной комфортности». В действительности машина вышла очень удачной и во многих моментах прорывной. ВАЗ-2121 — это первый легковой автомобиль с постоянным полным приводом и несущим кузовом. В сущности своим появлением Нива создала новый класс автомобилей, которые впоследствии станут называться кроссоверами.

ВАЗ-2108
ВАЗ-2108

Еще одним несомненным успехом вазовцев стал ВАЗ-2108. Впервые в СССР на конвейер встал переднеприводный автомобиль, да еще и с кузовом хетчбэк. «Восьмерка» — как прозвали машину в народе, на производство поступила в декабре 1984 года. Для советской автопромышленности автомобиль получился передовым — для его постройки за рубежом было закуплено 20 лицензий, а в доводке машины участвовали специалисты Porsche.

Автомобильное производство СССР 1980-1990-х

Автоэкспорт СССР
Выставка В/О Автоэкспорт в Финляндии

В 1980 году в СССР было выпущено 2 199 300 автотранспортных средств. Из них 1 млн 327 тысяч легковых автомобилей, 787 тысяч грузовиков и 85 тысяч автобусов. По совокупной производственной мощи, автопромышленность СССР находилась на пятом месте после Японии, США, ФРГ и Франции.

В свое последнее десятилетие советский автопром развивался эволюционным путем. Основной типаж автомобилей насчитал всего 14 базовых легковых моделей и 5 грузовых. Из значимых новинок тех лет — переднеприводные ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141. В грузовом сегменте КамАЗ представил двухосные КамАЗ-5315 и 5325, ГАЗ запустил производство ГАЗ-3307 и 3309, в тяжелых муках наконец-то родился ЗИЛ-4331.

Автомобильное производство СССР
На конвейере ЗИЛ-130

Несмотря на несомненные успехи в количественных показателях, автопромышленность Советского Союза находилась в стагнации. Все больше увеличивалось научно-техническое отставание от ведущих зарубежных автофирм. Объяснялось это крайне скудным финансированием отрасли в целом и НИОКР в частности.

В 1991 году в стране собрали 1 783 100 автомобилей — 1 млн 62 тысячи легковых, 642 тысячи грузовых и 79 тысяч автобусов.