Audi 100 C3: история легендарного немецкого автомобиля
25 ноября 2024С развалом СССР в нашу страну хлынул огромный поток импортных подержанных автомобилей. Особое место среди всей этой техники занимали весьма привлекательные, крупные и комфортабельные машины Audi 100 C3. Именно они возвели ингольштатскую марку на вершину мирового автомобилестроения, а в нашей стране так и вовсе стали одним из важнейших символов новой автомобильной реальности!
Audi 100 C2
Мало кому известно, что в конце 1960-х марке Ауди была уготована незавидная судьба — погибнуть во благо разрастающегося концерна Volkswagen. Старейшая немецкая фирма, попавшая под контроль Фольксвагена в 1964 году, интересовала новых владельцев исключительно как производственная площадка для изготовления безумно популярных, простых и дешевых автомобилей Жук. Только благодаря усилиям главного инженера Людвига Крауса, создавшего Audi 100 первого поколения, Ауди удалось отстоять право на жизнь и превратиться в преуспевающее предприятие, готовое бросить вызов лидерам немецкого автомобилестроения Mercedes-Benz и BMW.
Audi 100 C2, появившийся в 1976 году, закрепил полученный результат. Автомобиль стал преемником более престижного седана NSU Ro 80 (марка NSU вошла в концерн VW в 1969 году). От него новой «сотке» достался характерный профиль кузова с вытянутым капотом, коротким багажником и большим наклоном ветрового стекла. Машина получила огромный успех: в конце 1977 года вышел первый миллионный автомобиль Ауди, а в 1979-м модель стала второй на конкурсе «Автомобиль года». В том же году на производство поступил самый престижный вариант Audi 200 с мощным 5-цилиндровым 170-сильным турбомотором и богатой внутренней отделкой. Общий производственный тираж Audi 100 C2 составил 988 тыс., включая 51 тыс. машин серии 200.
Audi 100 C3
Дальнейшие успехи марки Ауди связаны с Фердинандом-Карлом Пиехом. Внук легендарного Фердинанда Порше пришел в компанию в 1972 году, а уже спустя три года он стал членом правления и главой отдела перспективных разработок. Именно с его подачи, марка Ауди де-факто стала топовым подразделением концерна Фольксваген. В 1970-х в ведении Пиеха находилась перспективная программа, инициированная Федеральным министерством по исследованиям и технологиям Германии (BMFT). Она предполагала создание наиболее экономичного, легкого и безопасного транспортного средства, так называемого «Автомобиля 2000 года».
Первый прототип, построенный в рамках этой программы, был представлен на Франкфуртском автосалоне в 1981 году. Это был довольно крупный седан с обтекаемым кузовом (Cx 0,29), изготовленным с применением легких сплавов. Силовой каркас кузова сделали металлическим, а вот крышу и капот из алюминия. Крышка багажника — пластиковая, а днище составили из сэндвич-панели с применением алюминия, стали и пластика. Под капотом в передней части располагался алюминиевый 4-цилиндровый 1,6-литровый турбодвигатель мощностью 90 л.с. Мотор отличался весьма умеренным аппетитом и в среднем расходовал около 9,5 л на 100 км. Кроме того, за счет применения хитроумной системы питания с электронным карбюратором, агрегат работал на переобедненной смеси и вырабатывал очень мало токсичных отходов. Одновременно с Ауди в программе участвовали Фольксваген и Мерседес, но именно специалистам из Ингольштадта удалось ближе всех придвинуться к автомобилю будущего, обладающего конструкторскими решениями внедренными в массовом производстве только в начале нового века.
Дебют новой «сотки», состоявшийся в сентябре 1982 года, прошел с огромным успехом. Фактически немцам удалось реализовать почти все качества прототипа Audi Auto 2000 в серийном Audi 100 C3. Прежде всего внимание привлекал обтекаемый, гладкий кузов с тщательно проработанной аэродинамикой и выдающимся коэффициентом Cx 0,30. При этом сам кузов был практически полностью оцинкован и имел программируемые зоны деформации. Благодаря большой колесной базе (2850 мм) автомобиль получился очень просторным и практичным. Объем его багажного отделения достиг впечатляющих 570 л, а грузоподъемность составила 175 кг.
В основание машины заложили достаточно простое, но эффективное шасси с передней независимой подвеской МакФерсон спереди и балкой сзади. На старте автомобиль комплектовался четырьмя типами двигателей: карбюраторными на 75-136 л.с. и дизелем мощностью 70 л.с. Вскоре в устаревшие моторы уступили место самым современным агрегатам с впрысковой системой питания и турбонаддувом, самый мощный из которых развивал 165 л.с. Немного в стороне находилась серия Audi 200 C3, которая в своей титульной версии оснащалась великолепным 5-цилиндровым мотором на 220 л.с. и развивала 230 км/ч максимальной скорости опережая BMW M535i.
В 1985 году состоялось еще одно знаменательное событие: в серию поступила модификация Audi 100 Quattro со всеми ведущими колесами. Впервые на автомобиле подобного класса появилась система полного привода с межосевым дифференциалом, приспособленная для постоянной работы на любом типе покрытия. Дабы продемонстрировать все преимущества Quattro в 1986 году вышел рекламный ролик, где стандартный полноприводный вариант Audi 100 C3 взобрался на заснеженный 37,5-градусный трамплин финской лыжной трассы Питкэвуори. Ни один из автопроизводителей тогда так и не смог продемонстрировать ничего подобного.
Несомненный успех
Автомобиль приписывался к бизнес-сегменту Е, но при этом включал и достаточно простые и дешевые комплектации. Стоимость базовой Ауди 100 третьего поколения составляла 23 немецких марок, тогда как за самую мощную полноприводную версию с турбомотором просили в два раза больше. В целом немецким специалистам удалось создать весьма прогрессивный, красивый и надежный автомобиль удовлетворяющий потребностям широкой прослойки населения. Неудивительно, что машины третей серии получили оглушительный успех. Автомобиль продержался на производстве восемь лет и за это время было выпущено 1 млн 78,5 тыс. экземпляров (из них 103 тыс. — Audi 200).
Одновременно с Mercedes-Benz W124 и BMW E34, Audi 100 C3 стала символом тяжелой, но весьма насыщенной эпохи 1990-х, когда наши соотечественники открыли для себя очень качественные, привлекательные и надежные автомобили. Даже сегодня нет-нет да и мелькнет в потоке знакомый силуэт легендарной «сотки», напомнив о былом величии немецкого автопрома!